Значение МЕНЬЕ КОНСТАНТЕН ЭМИЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

МЕНЬЕ КОНСТАНТЕН ЭМИЛЬ

(Meunier) Константен Эмиль (12.4.1831, Эттербек, близ Брюсселя, - 4.4.1905, Иксель, Б. Брюссель), бельгийский скульптор и живописец. Учился у брата - Ж. Б. Менье, в АХ в Брюсселе у Ф. Ж. Навеза . В 1851 выступил как скульптор академического направления, однако вскоре обратился к живописи. Под влиянием Ш. де Гру и произведений Г. Курбе и Ф. Милле в творчестве М. усиливаются реалистические черты, что сказывается уже в его картинах на религиозные и исторические сюжеты. Поездки на рубеже 1870-80-х гг. в промышленные районы Бельгии и Испанию приводят М. к новой теме - изображению рабочих, их трудовых будней (многофигурный триптих 'Шахта', около 1878, Музей К. Менье, Брюссель). В середине 1880-х гг. он возвращается к скульптуре. Изображая типичных представителей различных рабочих профессий, М. стремится придать теме труда героическое звучание ('Молотобоец', 1885; 'Грузчик', 1905, см. илл. ; оба произведения - бронза, Музей К. Менье), показать тяжесть капиталистического гнёта ('Пудлинговщик', бронза, 1886, Музей старинного искусства, Брюссель). Скульптурные работы М. отличаются обобщенностью и нередко аллегоризмом образов при меткости в изображении деталей, острой графичностью силуэта, живописной трактовкой поверхности бронзы. С 1880-х гг. М. работал над композицией 'Памятник труду' (окончен после смерти М., открыт в 1930 в Брюсселе). Творчество М. имело большое значение для развития реалистического искусства 20 в., связанного с рабочим движением.

Лит.: К. Менье. [Альбом, текст О. Д. Никитюк], М., 1960; Pierard L., С. Meunier, Brux., 1937; Christophe L., С. Meunier, Anvers, 1950.

К. Г. Богемская.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.