Значение МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МАКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ

Владимир Егорович [26.1(7.2).1846, Москва, - 21.2.1920, Петроград], русский живописец, академик (1873), действительный член петербургской АХ (1893). Сын художественного деятеля Е. Н. Маковского. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1861-66) у С. К. Зарянко , преподавал там же (1882-94) и в петербургской АХ (1894-1918; с 1895 - ректор). Ученики: А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов и другие. С 1872 член Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники ) . В ранних работах ('Игра в бабки', 1870; 'В приёмной у доктора', 1870; 'Любители соловьев', 1872-73; все - в Третьяковской галерее) проявились свойственные М. наблюдательность, чувство юмора, умение в правдивой и непритязательной форме воспроизвести будничное течение жизни. В середине 1870-х годов определяется его главная тема - городской быт. В своих камерных по характеру, часто двухфигурных композициях М. показывает (иногда несколько поверхностно) жизнь различных слоев русского общества, повествует о тяжёлой судьбе, заботах и радостях городских низов ('Посещение бедных', 1874; 'Друзья-приятели', 1878; обе - в Третьяковской галерее). Начиная с 1870-х годов М. создаёт произведения, проникнутые социально-критическим содержанием ('Ожидание', 1875, Третьяковская галерея; 'Осуждённый', 1879, Русский музей, Ленинград). 1880-90-е годы - зрелый период творчества М. В драматической сцене 'Крах банка' (1881) он убедительно передаёт отчаяние обманутых людей, в картине 'Свидание' (1883) - трогательное чувство материнской любви, в картине 'На бульваре' (1886-87; все названные произведения - в Третьяковской галерее) - печальные стороны жизни большого города. В ряде произведений этих лет М. приближается к пленэрной живописи ('Объяснение', 1889-91, Третьяковская галерея). Свои демократические взгляды М. выражает в серии картин 'На Волге' (1896), посвященной волжскому трудовому люду; в ряде произведений конца 19 - начала 20 веков он откликается на важные политические события ('9 января 1905 года на Васильевском острове', 1905, Музей Великой Октябрьской социалистической Революции, Ленинград), создаёт образы революционной интеллигенции ('Вечеринка', 1875-97, Третьяковская галерея; 'Допрос революционерки', 1904, Музей Революции СССР, Москва). М. работал также в области портрета. Известен и как график.

Лит.: Друженкова Г. А., В. Маковский, М., 1962.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.