Значение ЛАНСЕРЕ ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ЛАНСЕРЕ ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ

Евгений Евгеньевич [23.8(4.9).1875, Павловск, ныне Ленинградской области, - 13.9.1946, Москва], советский график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере . Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892-95), в академиях Коларосси и Жюлиана в Париже (1895-98). Член объединения 'Мир искусства' . Преподавал в Тбилисской АХ (1922-34), Московском архитектурном институте и Всероссийской АХ в Ленинграде (1934-38). Испытывая влияние А. Н. Бенуа и К. А. Сомова , разделяя с ними ретроспективно-стилизаторские увлечения, Л. выступал в 1900-10-е гг. главным образом как оформитель и иллюстратор журналов и книг. Графические композиции Л. сочетают рисунок-рамку в духе барокко или орнамент 'модерна' с перспективно-объёмными документально точными историческими видами (оформление журнала 'Мир искусства' , заставки, виньетки, концовки к книгам: 'Царская... охота на Руси...' Н. Кутепова, издана в 1902; 'Царское село...' А. Н. Бенуа, издана в 1910). Стремление Л. к жизненной убедительности, конкретности в передаче исторической эпохи особенно заметно в станковой графике ('Корабли времён Петра Первого', темпера, 1911, Третьяковская галерея) и политически острых рисунках для революционных журналов 'Жупел', 'Адская почта' и др. (1905-08). Это качество доминирует и в иллюстрациях Л. к повестям Л. Н. Толстого 'Хаджи-Мурат' (1912-41) и 'Казаки' (1917-37), отмеченных интересом к народной жизни, отличающихся чёткостью рисунка, но иногда выполненных в смягчённой живописной манере, 'пятном', размывающим контур. Реалистическая направленность творчества Л. с наибольшей полнотой проявилась в советское время. Продолжая много работать в области книжной графики, Л. часто обращался в эти годы к монументально-декоративному искусству. Его монументально-живописные работы динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны 17-18 вв. (росписи залов: Казанского вокзала, темпера, силикатные краски, 1933-34 и 1945-46, и гостиницы 'Москва', темпера, 1937, - в Москве). Л. работал также в области театрально-декорационной живописи ('Юлий Цезарь' У. Шекспира, 1924, 'Горе от ума' А. С. Грибоедова, 1938, - в Малом театре в Москве), плаката и промышленной графики. Государственная премия СССР (1943). Награжден 2 орденами, а также медалями.

Лит.: Е. Е. Лансере. Каталог выставки..., М., 1961; Подобедова О. И., Е. Е. Лансере. 1875-1946, М., 1961.

Т. И. Володина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.