Значение КУЗНЕЦОВ ПАВЕЛ ВАРФОЛОМЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КУЗНЕЦОВ ПАВЕЛ ВАРФОЛОМЕЕВИЧ

Павел Варфоломеевич [5(17).11.1878, Саратов, - 21.2.1968, Москва], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1928). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1903) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Один из организаторов выставки 'Голубая роза' (1907). Член объединений - 'Мир искусства' , 'Четыре искусства' . В 1917-37, 1945-48 преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и др. институтах. Испытывая с начала 1900-х гг. сильное влияние В. Э. Борисова-Мусатова , обращаясь к мотивам сна, видения, К. стремился найти в смешении реальности и мечты, в плоскостно-линейных ритмах, мерцающем колорите образную и живописную аналогию литературному и музыкальному символизму ('Голубой фонтан', темпера, 1905, Третьяковская галерея). Надеясь открыть в первобытнокочевой жизни извечную цельность бытия, гармонию между человеком и природой, в конце 1900-х - начале 1910-х гг. совершил ряд поездок в Заволжье и Среднюю Азию, после чего создал 'степную', или 'киргизскую', серию картин ('Мираж в степи', 'Вечер в степи'; обе - темпера, 1912, Третьяковская галерея), проникнутых созерцательным покоем, ясно-просветлённых, в которых декоративная обобщенность сочетается с тонкой градацией цветовых оттенков. В 1920-30-е гг., продолжая поиски декоративно-монументальных форм, К. использовал в своих станковых произведениях технику настенных росписей ('Отдых пастухов', 1927, Русский музей, Ленинград; 'Мать', 1930, Третьяковская галерея; оба - а секко). В работах этих лет, часто посвященных преображенной жизни Советского Востока, К., сохраняя поэтический строй образов, придаёт композициям большую динамику и пространственно-временную конкретность, сообщает человеческим фигурам большую жизненную непосредственность ('Сортировка хлопка', 1931, Третьяковская галерея). К. выполнил большое число пейзажей (Крыма, Армении, Подмосковья и Рижского взморья), натюрмортов и портретов. Работал в области монументальной, театрально-декорационной живописи, а также графики (серии автолитографий - 'Горная Бухара', 'Туркестан'; обе - 1923).

Лит.: Ромм А. Г., П. В. Кузнецов, М., 1960; [Алпатов М. В.], П. В. Кузнецов, М., [1972].

Д. В. Сарабьянов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.