(франц. consonance, от лат. consonantia - гармония, созвучие), слияние тонов при их совместном звучании, а также созвучия, в которых тоны сливаются друг с другом. Понятие К. противостоит понятию диссонанса . К. - звучание спокойное, мягкое, приятно действующее на воспринимающие нервные центры, оно рассматривается как выражение устойчивости, покоя, разрешение напряжений. К К. относят приму, октаву, квинту, кварту, большие и малые терции и сексты (чистая кварта по отношению к басу трактуется как диссонанс), а также аккорды, составленные только из этих интервалов без участия диссонирующих (мажорное и минорное трезвучия и их обращения). С математико-акустической точки зрения различие между К. и диссонансом только количественное (соотношения чисел колебаний диссонирующих интервалов образуют более сложные дроби), а граница между ними условна. В рамках мажоро-минорной системы различие между К. и диссонансом качественное, оно достигает степени острой противоположности, контраста и обладает самостоятельной эстетической ценностью.
Лит.: Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц., М., 1931; Клещов С. В., К вопросу о различии диссонирующих и консонирующих созвучий, 'Труды физиологических лабораторий им. акад. И. П. Павлова', т. 10, М.- Л., 1941; Чайковский П. И., Руководство к практическому изучению гармонии, Собр. соч., т. Ill а, М., 1957; Медушевский В. В., Консонанс и диссонанс как элементы музыкальной знаковой системы, в кн.: VI Всесоюзная акустическая конференция, М., 1968, секция К.; Stumpf К., Konsonanz und Dissonanz, Lpz., 1898 (Beitrage zur Akustik und Musikwissenschaft, H. 1).
Ю. H. Холопов.