(от греч. komikos), актёр, исполняющий комические роли; театральное амплуа . К. - центральная фигура народного площадного театра , носитель его сатирического начала, выразитель народного юмора и здравого смысла. В театре эпохи Возрождения, особенно в произведениях У. Шекспира (например, Шут - 'Король Лир'), роли К. обогащаются философским и драматическим содержанием. Классицизм изгоняет К. из жанра трагедии, замыкает границами 'низких' жанров и амплуа. Однако в пьесах Мольера жизнерадостные комедийные персонажи, олицетворяющие народный ум, энергию (например, Скапен - 'Проделки Скапена'), несли элементы сатирического обличения господствующих сословий. В театре 19 в. на К. возлагаются задачи социальной сатиры и одновременно раскрытия гуманистических тенденций передовой драмы. К. сближается с драматическим актёром, выявляя разрыв между внешне смешным и внутренне драматичным в судьбе героя (Кузовкин - 'Нахлебник' Тургенева, Шмага - 'Без вины виноватые' Островского). В театре и кино 20 в. искусство К. приобретает особенное многообразие; наряду с жизненно достоверной, психологически углублённой игрой используются комедийные традиции народного балагана, гротеск.
Т. М. Родина.