(англ. comics, множественное число от comic - комический, смешной), графически-повествовательный жанр, серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование. Полагают, что предками жанра К. были серия картин (позже гравюр) У. Хогарта 'Карьера проститутки' (1730-31) и 'Карьера мота' (1732-35) и рисунков В. Буша в книге 'Макс и Мориц' (1865). Современные формы К. появились в газетах США в 90-х гг. 19 в.: особое распространение получили с 30-х гг. 20 в. (в том числе К. известного кинорежиссёра-мультипликатора У. Диснея). К середине века К. стал одним из самых популярных жанров так называемой 'массовой культуры' . Большинство современных К. утратило комическую природу; главные тематические разновидности: К. о 'диком Западе' ('Westerners'), о похождениях суперменов, о приключениях в джунглях, о животных, о преступлениях (самая 'массовая' разновидность), о войне, 'любовные', научно-фантастические, псевдоисторические К., а также К., сжато и упрощённо перелагающие произведения классической литературы. Прославление в ряде категорий К. физической силы, жестокой героики, национального превосходства, агрессивных доблестей, равно как и снижение, 'примитивизация' классики,- хроническое и возрастающее бедствие современной 'массовой культуры'. Оберегая детскую психику, ряд стран (Великобритания, Франция, Швеция, Нидерланды и др.) официально запретили распространение 'К. об ужасах' ('horror-comics').
Необычайно широкое распространение К. и их влияние на массового читателя вызывают озабоченность западных художников; в 1965 в Италии состоялся форум деятелей культуры из многих стран Европы и Америки, посвященный судьбе самого 'массового' жанра (см. журнал 'Иностранная литература', 1965, | 9, с. 252-58).
Прогрессивная зарубежная периодика ('Юманите' и др.) систематически использует форму К. для популяризации классических произведений, лучших образцов приключенческой литературы, а также для создания 'рассказов' о похождениях комических и фантастических персонажей. Оригинальной формой К. можно считать альбомы 'Сотворение мира' (3 тт., 1951-53) Ж. Эффеля. К форме К. нередко прибегает советский детский журнал 'Весёлые картинки' (издание ЦК ВЛКСМ, с 1956).
Лит.: Daniels L., Comix, A history of comic books in America, N. Y., [1971].