(Carracci), семья итальянских художников болонской школы , представителей академизма . Лодовико К. (крещен 21.4.1555, Болонья, - умер 13.11.1619, там же) и его двоюродные братья Агостино К. (15.8.1557, Болонья, - 22.3.1602, Парма) и Аннибале К. (3.11.1560, Болонья, - 15.7.1609, Рим) получили художественное образование в Болонье. В начале творчества испытали воздействие Корреджо , Микеланджело и Тинторетто . Эклектически соединяя приёмы этих мастеров, создали собственный стиль, явившийся реакцией на маньеризм . Около 1585 основали в Болонье 'Академию вступивших на правильный путь', сыгравшую важную роль в выработке принципов академического искусства. Изучение натуры соединялось в их методе с её идеализацией в духе формального следования приёмам мастеров Высокого Возрождения. К. создали новый тип алтарной картины, отличающийся монументальностью композиции, эффектностью ракурсов и жестов, броскостью колорита ('Мадонна Барджеллини' Лодовико К., 1588, 'Причастие св. Иеронима' Агостино К., между 1591-93, - обе в Национальной пинакотеке, Болонья; 'Вознесение Марии' Аннибале К., 1592, церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим). совместно расписали фресками ряд дворцов в Болонье (Палаццо Фава, 1580-85; Палаццо Маньяни, 1588-90; и др.). Наиболее талантливым из братьев был Аннибале К. (работал в Болонье, а также в Парме, Венеции и Риме), выполнявший жанровые композиции и портреты, отмеченные живой непосредственностью наблюдений (автопортрет, 1590-е гг., Эрмитаж, Ленинград), а также пейзажи, проникнутые ощущением величия и гармонии природы, сыгравшие большую роль в создании типа так называемого героического пейзажа. Исполненные Аннибале совместно с Агостино фрески Палаццо Фарнезе в Риме (1597-1604) предвосхитили декоративные ансамбли эпохи барокко . От различных сторон творчества К. во многом исходили представители двух главных направлений европейского искусства 17 в. - барокко и классицизма .
Лит.: Catalogo critico della mostra dei Carracci, Bologna, 1956; Posner D., Annibale Carracci, L., 1971.
В. Э. Маркова.