Карраччи (Caracci) - семейство итальянских (болонских) живописцев: 1)Лодовико К. (1555 - 1619), живописец, гравёр и скульптор, ученикПросперо Фонтаны, развившийся далее, во время своих путешествий, черезсамостоятельное изучение выдающихся итальянских мастеров. По возвращениисвоём в Болонью, будучи убеждён в необходимости возрождения искусства,основал, вместе со своими троюродными братьями, Агостино и Аннибале К.,новую школу живописи, "академию направленных на путь" (degliIncamminati), которая вскоре сделалась в Италии центром художественногообразования, несмотря на насмешки над нею старых маньеристов. Принципамиеё были: непосредственное наблюдение природы, изучение антиков иподражание великим мастерам, напр. в рисунке и движении - Микеланджело,в колорите - Тициану, в композиции и выражении - Рафаэлю, в светотени играции - Корреджио. Хотя художники, принадлежащие к этой академии или,как их называют, по почину самого Лодовико К., "эклектики" и достигают всвоих произведениях некоторой своеобразности стиля, однако у ихбольшинства бросается в глаза решительное старание подражать тем илидругим избранным образцам. Так, напр., в ранних работах самого ЛодовикоК. (напр. во фресках С. Микеле-ин-Боско) слишком заметно подражаниеКорреджио и Пармиджанино. В более зрелых своих произведениях, онвыказывает большую самостоятельность (напр. в "Богородице во славе", вболонской пинакотеке, и во фресках из жития св. Бенедикта, в монастыреС. Микеле-ин-Боско). Лодовико К. является также родоначальником особогорода картин страдальческого пафоса, каковы напр. "Ессе homo" и "Materdolorosa", которые столь обильны в болонской школе. В Импер. Эрмитажеимеются образцы его живописи: "Св. Семейство" (№ 163 и 164), "Несениекреста" (№ 165), "Положение во гроб" (№ 166) и "Св. Севастиан" (№ 167).- 2) Агостино К. (1557 - 1602), живописец и гравёр, ученик П. Фонтаны,Барт. Пассеротти и Дом. Тибальди, развился под влиянием Лодовико К.Обладая большою начитанностью, он взял на себя в академии degliIncamminati чтение лекций по теории искусства. Его немногочисленныеживописные произведения (лучшие из них - фрески во дворце Фарнезе, вРиме, исполненные в сотрудничестве с Аннибале К., "Причащение св.Хоронима", в болонской пинакотеке, "Вознесение Богородицы", там же)отличаются правильностью рисунка и светлым, весёлым колоритом. Гораздозначительнее Аннибале К. как гравёр. Взяв себе за образец Корн. Корта,он довёл свою манеру гравирования до высокого совершенства.Замечательнейшие из его гравюр: "Распятие" (с Тинторетто, 1589), "Эней иАнхиз" (с Бароччио, 1595), "Богородица с Младенцем" (с Корреджио),"Искушение св. Антония", "Св. Иероним" (с Тинторетто), а также некоторыесобственного сочинения. 3) Аннибале К. (1560 - 1609), живописец игравёр, ученик Лодовико К., развившийся изучением Корреджио, Тинторетто,П. Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеямживописи весьма ярко проглядывает в его ранних произведениях; соснования академии degli Incamminati, он принимал деятельное участие впедагогической и в художественной деятельности этого заведения. В 1597г. был, вместе с ними, вызван в Рим для украшения фресками дворцаФарнезе. Эти фрески, замечательные по своему удачному распределению, поосмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок ("ТриумфВакха и Ариадны", "Меркурий и Парис", "Пан и Диана, "Юпитер и Юнона" ипр.), принадлежат к числу особенно удачных его произведений. Умер 49 лети погребён, согласно выраженному им перед смертью желанию, в Пантеоне,рядом с Рафаэлем. Достоинства живописных произведений этого художникасостоят в искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и всвежести колорита; но ему можно поставить в упрёк отсутствиедействительного, непосредственного вдохновения. Религиозные композицииАннибале К. служат верным отражением сантиментальной, неискреннейнабожности его времени. Кроме картин духовного, мифологического иаллегорического содержания, писал также пейзажи (образцы их можно видетьв галереях Дориа, в Риме, в мадридском, берлинском, и других музеях;пейзаж №178, в Императорском Эрмитаже, к сожалению, сильно потемнел).Главные из его многочисленных произведений, рассеянных по разнымгалереям Европы суть, сверх вышеупомянутых, следующие: "Богородица сосвятыми" (1592), "Воскресение Христово" (в Лувре), "Св. Рох" (вДрездене), "Вакханка и сатир" (во Флоренции), "Христос и самаритянка" (вВене), "Избиение младенцев" (в Мюнхене), "Св. Семейство" (в Импер.Эрмитаже, № 169), "Отдых на пути в Египет" (там же, №171), "ПочившийХристос" (там же, №172) и др. В своих гравюрах Аннибале К. воспроизводилпочти исключительно собственные композиции ("Распятие", "Юпитер иАнтиопа", "Христос" и пр.). А. И - в.
Значение слова КАРРАЧЧИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КАРРАЧЧИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012