Значение КАРНЕ МАРСЕЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КАРНЕ МАРСЕЛЬ

(Carne) Марсель (р.18.8.1909, Париж), французский кинорежиссёр. Работает в кино с 1928, был ассистентом режиссёра и журналистом. Первый самостоятельный полнометражный фильм - психологическая драма 'Жении' (1936). Затем поставил гротескную, сатирическую комедию 'Забавная драма' (1937) о зыбкости, непрочности современной буржуазной жизни. Те же мотивы, но в тревожном, трагическом аспекте продолжил в фильмах 'Набережная туманов' (1938), 'День начинается' (1939), выдвинувших К. в число ведущих мастеров 'поэтического реализма' во французском кино. Для художественной манеры К. характерны поэтическое настроение (лирические пейзажи городских окраин), щемящее беспокойство, тема рокового предопределения трагического одиночества человека во враждебном мире. В 1942 К. создал фильм 'Вечерние посетители' (на сюжет средневековой легенды), где в иносказательной форме отразил сопротивление насилию фашистских оккупантов. В фильме 'Дети райка' (1945) использовал традиции французского романтического искусства. Фильм отличался яркой зрелищностью, богатством режиссёрской фантазии.

В фильмах К. снимались крупнейшие актёры французского кино: Ж. Габен, Арлетти, П. Брассёр, Ж. Л. Барро и др. В последующие годы поставил фильмы: 'Жюльетта, или Ключ к сновидениям' (1951), 'Тереза Ракен' (1953, по Э. Золя), 'Воздух Парижа' (1954), 'Обманщики' (1958), 'Три комнаты в Манхеттене' (1965), 'Убийцы именем порядка' (1971) и др.

Соч.: Обманщики, в кн.: Сценарии французского кино, [пер. с франц.], М., 1961.

Лит.: Лепроон П., Современные французские кинорежиссеры, М., 1960; Юренев Р., Марсель Карне, в кн.: Французское киноискусство. Сб. ст., М., 1960; Сокольская А., Марсель Карне, [Л.], 1970 (фильмография, с. 209-15).

В. И. Божович.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.