(Carnap) Рудольф (18.5.1891), Вупперталь, - 16.9.1970, Санта-Мария, Калифорния), немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Преподавал в Венском университете (1926-31), профессор философии Герм. университета в Праге (1931-35). С 1935 - в США. Профессор Чикагского (1936-52) и Калифорнийского (с 1954) университетов. Член Американской АН. Опираясь на Л. Витгенштейна и Б. Рассела , К. считает предметом философии науки анализ структуры естественнонаучные знания с целью уточнения основных понятий науки с помощью аппарата математической логики. В творческой эволюции К. выделяются три этапа. В первый период (до начала 30-х гг.) К. активно участвует в Венском кружке и в разработке идей логического эмпиризма. Он выдвигает ряд радикальных неопозитивистских концепций (физикализм и др.) и отрицает мировоззренческий характер философии. Во второй период К. выдвигает тезис о том, что логика науки есть анализ чисто синтаксических связей между предложениями, понятиями и теориями, отрицая возможность научного обсуждения вопросов, касающихся природы реальных объектов и их отношения к предложениям языка науки. К. развивает теорию логического синтаксиса, строит язык расширенного исчисления предикатов с равенством и с правилом бесконечной индукции как аппарат для логического анализа языка науки. В третий период (после 1936) К., занимаясь построением 'унифицированного языка науки', приходит к выводу о недостаточности чисто синтаксического подхода и о необходимости учитывать и семантику, т. е. отношение между языком и описываемой им областью предметов. На основе своей семантической теории К. строит индуктивную логику как вероятностную логику , развивает формализованную теорию индуктивных выводов (в частности, выводов по аналогии), разрабатывает теорию семантической информации. Автор работ по семантической интерпретации и квантификации модальной логики . Ряд результатов, полученных К., был использован в исследованиях по кибернетике (работы Мак-Каллока - Питса и Уорена). В последние годы К. отказался от многих взглядов, характерных для первого этапа, и более решительно высказывался в пользу существования 'ненаблюдаемых материальных объектов' как основы для построения логических систем. Однако непонимание диалектики познания не позволило К. развить эту естественнонаучную материалистическую тенденцию.
В общественной жизни США К. выступал как решительный противник расовой дискриминации и агрессии США во Вьетнаме.
Соч.: Der logische Aufbau der Welt, В. - Schlachtensee, 1928; Scheinprobleme in der Philosophic, B. - Schlachtensee, 1928; Abrib der Logistik, W., 1929; Der logische Syntax der Sprache, W., 1934: Studies in semantics, v. 1-2, Camb., 1942-43; Testability and meaning, 2 ed., New Haven, 1954; The continuum of inductive methods, Chi., 1952; Logical foundations of probability, 2 ed., Chi., 1962; в рус. пер. - Значение и необходимость, М., 1959; Философские основания физики. Введение в философию науки, М., 1971 (библ.).
Лит.: Нарский И. С., Современный позитивизм, М., 1961; Смирнов В. А., О достоинствах и ошибках одной логико-философской концепции, в кн.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; Хилл Т., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965; The philosophy of R. Carnap, ed. by P. A. Schilpp, La Salle (III.) - L., 1963 (библ.).
И. С. Добронравов, Д. Лахути, В. К. Финн.