Значение КАРЛЕЙЛЬ ТОМАС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КАРЛЕЙЛЬ ТОМАС

Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан - 5.2.1881, Лондон), английский публицист, историк, философ. Окончил Эдинбургский университет (1814). Мировоззрение К. сложилось под сильным влиянием немецкого романтизма и классического идеализма (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг), в духе которого К. написал философский роман 'Сартор Резартус' (1833-34; рус. пер. 1902, буквально - 'Заштопанный портной'). Согласно развитой им здесь 'философии одежды', весь мир, вся история представляются в виде ряда внешних, преходящих одеяний, эмблем, за которыми пребывает вечная божественная сущность - единственная реальность. В ряде произведений К. 30 - начале 40-х гг. сочувствие трудящимся и подчас радикальная критика капитализма сочетались с идеализацией средневековья и призывами к восстановлению феодально-иерархических общественных отношений, что сближало взгляды К. с так называемым феодальным социализмом . В соч. К. 'Французская революция' (1837; рус. пер. 1907), наряду с оправданием свержения народными массами абсолютистского строя, уже намечается крайне субъективистская идеалистическая концепция 'культа героев', развёрнутая в цикле лекций 'Герои, почитание героев и героическое в истории' (1842; рус. пер., 3 изд., 1908), читанном в 1837-40. По К., определяемые провидением законы мира открываются лишь 'избранным', 'героям' - единственным действительным творцам истории ('история мира - биография великих людей'), а массы - 'толпа, орудие в их руках'; героическое начало в обществе периодически ослабевает, и тогда скрытые в толпе слепые разрушительные силы вырываются наружу, пока общество снова не обнаружит в себе 'истинных героев' (например, Кромвель, Наполеон). Таков, по мнению К., замкнутый круг истории. Концепция 'культа героев' была широко подхвачена буржуазной историографией. С развитием классовой борьбы пролетариата мелкобуржуазная философско-историческая концепция К. становилась всё более реакционной.

Соч.: The works, V. 1-30, L., 1896-1905; Letters, V. 1-2, L. - N. Y., 1888.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 7 (см. Указат. имен); Неманов И. Н., Субъективистско-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества, 'Вопросы истории', 1956, | 4 .

И. Н. Неманов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.