Значение КАЗАН ЭЛИА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

КАЗАН ЭЛИА

(Kazan) Элиа (р. 7.9.1909, Константинополь), американский кинорежиссёр. По национальности грек. Окончил драматическую школу Йельского университета. В 1932-39 актёр и режиссёр прогрессивного 'Груп-тиэтр' (Нью-Йорк). В 1940 дебютировал в кино как актёр, в 1945 - как режиссёр ('Дерево растет в Бруклине'). В первом фильме, так же как в фильмах 'Бумеранг', 'Джентльменское соглашение' (оба в 1947), 'Пинки' (1949), К. ставит острые социальные проблемы (тяжёлое положение рабочих, коррупция американского правосудия, антисемитизм и расизм), но даёт компромиссное, выгодное реакционным кругам решение. В 50-е гг., продолжая обращаться к актуальным проблемам (распад человеческой личности, социальный протест, гибель буржуазной семьи) в фильмах 'Трамвай, называемый Желание' (1951), 'Да здравствует Сапата!' (1952), 'На восток от рая' (1955), К. объясняет пороки буржуазного общества лишь биологической природой человека. Наиболее известный фильм К. 60-х гг. - автобиографическая кинокартина 'Америка, Америка!' (1962). В 1972 поставил кинокартину 'Посетители' о моральном разложении, озлобленности, жестокости участников преступной агрессии американского империализма во Вьетнаме.

В. А. Утилов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.