Значение ЙИТС УИЛЬЯМ БАТЛЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЙИТС УИЛЬЯМ БАТЛЕР

Йетс, Ейтс (Yeats) Уильям Батлер (13.6.1865, Сандимаунт, около Дублина, - 28.1.1939, Рокбрюн, Франция; в 1948 прах перенесён в Слайго, Ирландия), ирландский поэт и драматург. Вырос в аристократической среде. Учился в Дублинском и Оксфордском университетах. Й. - вдохновитель движения 90-х гг. 'Ирландское возрождение'. В 1922-28 член ирландского сената, в 1904-38 один из директоров 'Театра аббатства'. Участвовал в создании Ирландской литературной академии. Интерес к мифологии и фольклору определил характер творчества Й.: 'Странствия Оссиана' (1889), 'Кельтские сумерки' (1893) и др. Источником поэтических символов раннего Й. служили национальные мифы и идея 'вечной красоты': цикл 'Роза' (1893), сборник 'Ветер в камышах' (1889). Идеи национально-освободительного движения вдохновили Й. на создание патриотической пьесы 'Кэтлин, дочь Хулиэна' (1902). Сборник стихов 'Ответственность' (1916) ознаменовал переход Й. к исповедальной и гражданственной поэзии. В произведения Й. врывается история и её реальные герои (стихотворение 'Сентябрь, 1913', 'Шестнадцать мёртвых', 'Роза' и др.). Дублинское восстание 1916, казнь патриотов - тема стихотворения Й. 'Пасха 1916'. В поисках новой формы поэтической драмы Й. в 10-е гг. обратился к традициям японского театра Ноо : пьесы-маски 'У ястребиного источника' (1916), 'Единственная ревность Эмер' (1919) и др. Мужество человека, его готовность к самопожертвованию противостоят в них силе волшебства.

Духовный кризис Й., вызванный разочарованием в результатах национально-освободительной борьбы, которые привели к усилению в Ирландии буржуазного господства, отразился в сборниках 'Башня' (1928) и 'Винтовая лестница' (1933). В 30-е гг. символизм Й. приобретает ироническую и сатирическую окраску. В сборнике 'Последние стихи и пьесы' (1940), 'Смерть Кухулина' (1939) пессимистическое мироощущение сочетается с сатирой на современное общество, Й. перевёл эпитафию Дж. Свифта, написал о нём пьесу 'Слова на окне' (1931). В стихотворении 'Посещение городской галереи' (1939) Й. подвёл итог своему творчеству, главным принципом которого считал связь с национальной почвой. Нобелевская премия (1923).

Соч.: Autobiographies, L., 1956; The variorum edition of the poems, N. Y., 1957; Essays and introductions, L., 1961; The variorum edition of the plays, N. Y., 1966; Uncollected prose, v. I, L., 1970; в рус. пер., в кн.: Антология новой английской поэзии, вступ. ст. М. Гутнера, Л., 1937.

Лит .: Еремина Й. К., Ранняя драматургия У. Б. Ейтса, 'Уч. зап. Московского обл. пед. института', 1967, т. 175, в. 10; Home J., W. B. Yeats. 1865-1939, 2 ed., L., 1962; Ellman R., The identity of Yeats, 2 ed., N. Y., 1964; Zwerdling A., Yeats and the heroic ideal, N. Y., 1965 (библ., с. 183-90); Nathan L. E., The tragic drama of W. B. Yeats, N. Y. - L., 1965; Ure P., Towards a mythology, N. Y., [1968]; Jeffares A. N., The circus animals. Essays on W. B. Yeats, [L., 1970]; Cross K. G., Dunlop R. Т., Abibliography of Yeats criticism. 1887-1965, [L., 1971].

А. П. Саруханян.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.