в музыке, 1) музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, имеющее несколько взаимосвязанных значений. И. в самом широком смысле - это высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности (сравни с временной организацией - ритмом ). Музыкальная И. отличается от речевой фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада. Под И. понимают также манеру ('склад', 'строй') музыкального высказывания, обусловливающую его экспрессивное (определяющееся выражаемыми в музыке чувствами), синтаксическое (утвердительное, вопросительное и т. п.), характеристическое (национальное, социальное и т. п.) и жанровое (И. песенная, ариозная, речитативная и т. п.) значения. Выразительность музыкальной И. опирается на обусловленные слуховым опытом людей ассоциации с другими звучаниями, прежде всего с речью, и некоторые психо-физиологические предпосылки. И. в узком смысле - это наименьшее сопряжение тонов в музыкальном высказывании, обладающее относительно самостоятельным выразительным значением, семантическая ячейка (единица) в музыке. Обычно подобная И. состоит из 2-3, иногда и из одного звука. Чаще всего это частица мелодии, попевка, хотя на её выразительность оказывают влияние ритм, гармония, тембр. Иногда И. метафорически называют музыкальным словом. Однако в отличие от слова музыкальная И. не имеет точно определенного конкретного смысла. Лишь условно можно говорить и об 'интонациональном словаре' как совокупности интонаций, применяемых каким-либо композитором, группой композиторов, а также встречающихся в музыке многих стран в определённый период ('интонациональный словарь эпохи').
Разработка учения о музыкальной И. началась ещё в период античности и продолжалась в средние века и в эпоху Возрождения. Важный вклад внесли французские просветители (Ж. Ж. Руссо) и находившиеся под их влиянием музыканты (А. Гретри, К. В. Глюк), далее - передовые русские композиторы и музыкальные критики 19 в. (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, М. П. Мусоргский). Идеи русских и за рубежных музыкантов об интонациональной природе музыки были обобщены и развиты Б. В. Асафьевым, создавшим глубокую и плодотворную, хотя и не лишённую противоречии, 'интонациональную теорию' музыкального творчества, исполнительства и восприятия, разработка которой продолжается в СССР и др. социалистических странах.
2) Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и их соотношений при музыкальном исполнении. И. воспринимается слухом как верная в тех случаях, когда звучащий тон располагается внутри некоторой области частот, близких к абсолютно точной, - так называемой зоны .
3) В производстве и настройке музыкальных инструментов с фиксированной высотой звуков (фортепиано, органа и др.) - ровность и точность звучания каждого тона звукоряда инструмента по высоте, громкости и тембру.
Лит.: Асафьев Б. В. (И. Глебов), Музыкальная форма как процесс, Л., 1963; Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран, под общей ред. Б. М. Ярустовского, М., 1965; Шахназарова Н. Г., Интонационный словарь и проблема народности музыки, М., 1966; Jiranek J., Asafje vova teorie intonace, jejigeneze a vyznam, Praha, 1967.
А. Н. Сохор.