(от лат. intermedius- находящийся посреди, промежуточный), 1) небольшая пьеса или сцена (пантомима, танец, музыкальное или инструментальное произведение), обычно комического характера, разыгрываемая между действиями драматического спектакля. И. возникли в средневековом театре в представлениях мистерий и широко использовались в школьном театре , комедии дель арте , в театре Мольера и др. В Испании И. под названием пасос получила развитие как самостоятельный жанр публичного театра, достигнув художественной зрелости в творчестве Лоне де Руэды и особенно М. Сервантеса. В Англии называется 'интерлюдия', в Португалии 'интремиш'. В России И. появились в представлениях школьного театра в 16 в. В 19-20 вв. превратились в самостоятельные сценки с пением и танцами, получив распространение и в современном театре (например, в спектакле 'Принцесса Турандот' К. Гоцци в московском Театре им. Вахтангова).
И. существовали и как вставные номера или сцены между актами оперы, балета. С 15 в. они вошли в практику музыкального театра Италии, позднее Англии, Франции и др. стран. Постепенно И. к спектаклю превратились в музыкально-сценические произведения с самостоятельным сюжетом. Нередко такие И. привлекали большее внимание публики, чем акты основного спектакля. В 17-18 вв. в Италии И. представляли собой маленькие оперы; часто они перемежали действие опер-сериа и имели контрастирующий с ними комический характер. Опера 'Служанка-госпожа' Перголези, положившая начало развитию итальянской комической оперы и оказавшая большое влияние на формирование французской комической оперы, возникла как И. к опере 'Гордый пленник' того же автора (1733). 2) Промежуточный эпизод между различными проведениями темы в фуге ; называется также интерлюдией.