[от лат. In - в, на и scaena (scena) - сцена], 1) переработка для сцены литературного произведения, написанного не в драматургической форме. В отличие от вольного использования эпических мотивов, как то было в античной драме или у У. Шекспира, И. имеет целью не столько создание нового самостоятельного произведения, сколько театральную адаптацию прозы. Первые значительные И. в России принадлежат А. А. Шаховскому (переработки произведений В. Скотта и А. С. Пушкина). Отвергнув тип ремесленной переделки романов в 'хорошо скроенные пьесы', характерной для 2-й половины 19 в., В. И. Немирович-Данченко на сцене МХТ искал романную форму спектакля, ставил И.-монтажи. Инсценировочные принципы - объединение контрастных эпизодов, более свободная и ёмкая конструкция, многочастность - повлияли на советскую драму. Многие её первенцы явились авторскими И., в том числе 'Виринея' Л. Н. Сейфуллиной (совместно с В. П. Правдухиным, 1925), 'Дни Турбиных' М. Булгакова (1926), 'Бронепоезд 14-69' В. В. Иванова (1927). В середине 20 в. распространены И. документальной прозы. 2) Одна из форм массового агитационного театра в годы революции: на площадях, сливая зрителей с исполнителями, разыгрывались инсценированные моменты истории и суды над реальными или символическими фигурами ('Свержение самодержавия', 1919). Этим И. присущи романтическая символика, условность, сочетание патетики и гротеска.
Значение слова ИНСЦЕНИРОВКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ
Что такое ИНСЦЕНИРОВКА
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012