Значение ИВАНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ИВАНОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Сергей Васильевич [4(16).6.1864, Руза, ныне Московской области, - 3(16).8.1910, деревня Свистуха, ныне Дмитровского района Московской области], русский живописец. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1878-82 и 1884-85) у И. М. Прянишникова, Е. С. Сорокина и в петербургской АХ (1882-84). Жил в Москве. Много путешествовал по России, в 1894 посетил Австрию, Италию, Францию. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1899) и один из основателей Союза русских художников . Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1900) и московском Строгановском художественно-промышленном училище (с 1899). Во 2-й половине 1880-х - начале 1890-х гг. работал над жанровыми картинами (в которых большую роль играет пейзаж), рисунками и литографиями, посвященными трагической судьбе русских крестьян-переселенцев и узников царских тюрем ('У острога', 1885, 'В дороге. Смерть переселенца', 1889, - обе картины в Третьяковской галерее). Принимал участие в революционных событиях 1905 и одним из первых среди русских художников обратился к теме революционной борьбы русского крестьянства и пролетариата ('Бунт в деревне', 1889, 'Расстрел', 1905, - обе картины в Музее Революции СССР в Москве; 'Этап', 1891, картина не сохранилась; офорты 'Расстрел', 'У стенки. Эпизод 1905 года', оба - между 1905 и 1910).

С 1895 И. обращается к исторической живописи. Жизнь народа и черты национального характера, их связь с грядущими судьбами России - такова мироощущенческая основа его исторических картин, то воплощающих стихийную мощь народного движения ('Смута', 1897, Музей-квартира И. И. Бродского, Ленинград), то с большой убедительностью и исторической достоверностью (порой не без элементов социальной сатиры) воссоздающих бытовые сцены прошлого ('Приезд иностранцев в Москву 17 столетия', 1901, 'Царь. 16 век', 1902, - обе в Третьяковской галерее). В творчестве И. социально-критическая направленность сочетается с поисками новых композиционных и цветовых решений, эмоционально обогащающих выразительные возможности жанровой и исторической живописи. Выполнял также иллюстрации.

Лит.: Грановский И. Н., С. В. Иванов. Жизнь и творчество, М., 1962.

В. М. Петюшенко.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.