(греч. zelotai, буквально- ревнители), политическая группировка 40-х гг. 14 в. в Фессалониках (Византия). Возникла в период острой борьбы между константинопольским правительством Алексея Апокавка (проводившего политику централизации государства) и феодальной знатью во главе с Иоанном Кантакузином. В состав З. входили в основном состоятельное купечество и ремесленные верхи; вооруженной силой являлись преимущественно моряки. Во главе З. стояли представители аристократического рода Палеологов - Михаил и Андрей. К З. примкнул митрополит Иакинф. З. поддерживали константинопольское правительство. Получив от Апокавка военную помощь, в 1342 они захватили при поддержке народных масс власть в городе, изгнав из него феодальную аристократию. В 1343-45 влияние З. на городские низы несколько упало (по-видимому, политика представителей состоятельных слоев не отвечала интересам беднейшей части населения). После убийства в Константинополе Апокавка (1345) в результате переворота власть в Фессалониках перешла к феодальной знати, которая, умертвив Михаила Палеолога, решила передать город Кантакузину. Возмущённый народ летом 1345 перебил феодальную знать. Городом вновь овладели З., отказавшиеся после захвата византийской столицы Кантакузином (1347) признать новое константинопольское правительство, а также принять в качестве митрополита Григория Паламу (поддерживавшего Кантакузина). В 1349 движение З. было подавлено, Фессалоники занял Кантакузин. Выступление З. было попыткой состоятельных городских слоев изменить общественный строй византийского города, отнять власть у феодалов, повысить роль городской верхушки в политической жизни государства. Причины неудачи движения З. - слабость городского сословия в Византии, интервенция Сербии и турок-османов в Византию на помощь Кантакузину.
В византиноведении вопросы о социальном составе З., об их программе, об отношении к плебейским массам, о связях с крестьянством, с итальянскими городами остаются дискуссионными. До конца 50-х гг. 20 в. основным источником для изучения программы З. византинисты считали сочинения Николая Кавасилы, которые в действительности освещают более поздние события, к З. отношения не имеющие.
Лит.: Бергер А., Демократическая революция в Византии в XIV в., в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. V, М. - Л., 1930; Вернер Э., Народная ересь или движение за социально-политические реформы-, в сборнике: Византийский временник, [т.] 17, М. - Л., 1960; Сюзюмов М. Я., К вопросу о характере выступления зилотов в 1342-1349 гг., там же, [т.] 28, М., 1968; Курбатов Г. Л. и Рутенбург В. И., Зилоты и чомпи, там же, [т.] 30, М., 1969; Sevcenko 1., Nicolas Cabasilas' 'Anti-Zealot', 'Dumbarton Oaks Papers', 1957, v. 11 .
М. Я. Сюзюмов.