Значение ЗЕМПЕР ГОТФРИД в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ЗЕМПЕР ГОТФРИД

(Semper) Готфрид (29.11.1803, Гамбург,-15.5.1879, Рим), немецкий архитектор и теоретик искусства. Учился в Мюнхене (1825-26) и Париже (1826-1828); в 1834-49 профессор AX в Дрездене. Как участник Дрезденского восстания 1849 бежал в Париж, работал в Лондоне (с 1851), Цюрихе (с 1855), Вене (1871-1876). В рациональных по организации плана постройках З. эклектически применены декоративные мотивы итальянского Возрождения и барокко (Оперный театр, 1838-41 и 1871-78, и Картинная галерея, 1847-1849, в Дрездене; совместно с К. Хазенауэром - 2 музейных здания, 1872-81, 'Бург-театр', 1874-88, и 'Новый Хофбург', 1881-1913, в Вене). Теоретические взгляды З., сложившиеся под влиянием позитивизма, изложены им в статьях, лекциях и труде 'Стиль в технических и тектонических искусствах, или Практическая эстетика' (т. 1-2, 1860-63). З. критиковал капиталистическое разделение труда и его последствия. В разобщении техники и искусства, в отрыве украшения от конструкции он видел причины упадка архитектуры и художественных ремёсел в 19 в. Он стремился возродить стилистическую цельность 'практических искусств', рассматривая стиль как органически исторически сложившееся явление. З. связывал законы формообразования (проявляющиеся в симметрии, пропорциональности и тектонике) с функциями художественных произведений, материалами и способами их обработки. Обращение к принципам правдивости и целесообразности сочеталось в теории З. с пониманием художественного начала как символической 'одежды' конструкций и материалов. Взгляды З. повлияли на многие концепции архитектуры, художественной промышленности и художественного конструирования в конце 19 и начале 20 вв.

Соч.: Практическая эстетика, пер. [с нем.], М., 1970.

Лит.: Quitzsch Н., Die asthetischen Anschauungen G. Sempers, В., 1962.

В. С. Турчин.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.