(Semper) ? один из значительнейших архитекторов XIX столетия (1803-1879). Изучал архитектуру с 1825 г. в Мюнхене, потом в Париже, где оставался до июльской революции. После того поступил в ученики к знаменитому Шинкелю в Берлине и издал сочинение: "Bemalte Architektur und Plastik", в котором, согласно идеям названного профессора, доказывалась рациональность введения снова полихромии в зодчество. В 1834 г. сделан профессором Академии в Дрездене; здесь началась богатая последствиями новаторская деятельность талантливого и ученого художника постройкой еврейской синагоги (1838-40), за которой следовало одно из лучших его созданий ? Королевский театр, сооруженный в 1837-1841 гг., сгоревший в 1869 г., но блестящим образом восстановленный в 1871-18 7 8 гг., по прежним планам, сыном художника, Манфредом. В 1846 г., З. получил поручение построить Дрезденский музей. Он должен был соединить это здание с крыльями Цвингера в одно величественное целое; но эта задача, к сожалению, была исполнена уже без участия сочинителя проекта, так как ему, вследствие его замешанности в революции 1848 г., пришлось бежать в Париж. Будучи приглашен отсюда в Лондон, З. привел там в порядок памятники Кенсингтонского музея и написал небольшой мемуар "О четырех элементах архитектуры", заключавший в себе общие положения, подробно развитые им потом в классическом, составившем эпоху, сочинении: "Стиль в технических и тектонических художествах" (2-е изд. 1879 г.). Второй ареной обширной деятельности З. был Цюрих, куда пригласили его на кафедру в Политехническом институте. Он много способствовал процветанию этого заведения, в котором его лекции привлекали толпы слушателей со всех концов Европы, соорудил для него превосходное здание (в 1861-64) и произвел в Цюрихе и окрестных местах несколько замечательных построек, между прочим, красивую ратушу в Винтертуре. В 1871 г. З. был призван в Вену, для сооружения художеств.-историч. и естеств.-историч. музеев и для перестройки императорского дворца (Гофбурга), который предстояло ему соединить с упомянутыми музеями триумфальной аркой; но расстроенное здоровье принудило его отказаться от архитектурной практики и ехать в Италию, где и протекли последние годы его жизни. После его смерти, сын его, Манфред З., издал сборник отцовских "Построек, набросков и эскизов" (в 1881 и след. гг.). Другой сын знаменитого зодчего, Ганс З., доцент истории искусства в Инспрукском унив. (род. в 1845), известен в ученой литературе, как автор "Истории тосканской скульптуры" (1869), монографии "Донателло" (1870), жизнеописания своего отца и др. соч. Ср. Pecht, "Deutsche K u nstler des XIX Jahrhunderts", (т. I, 1877); Lipsius, "Semper in seiner Bedeutung als Architekt" (1880); H. Semper, "Gottfried Semper, ein Bild seines Lebens und Wirkens" (1880).
А. С-в.