использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п. О З. имели представление ещё теоретики древнеиндийской поэтики, связывавшие с преобладанием или отсутствием тех или иных звуков (плавных, шипящих и т.п.) разные 'стили' поэзии. В целях З. может использоваться: а) повтор звука: 'Воро н ка н ул на сос н у,/ Тро н ул со нн ую стру н у' (А. Блок); б) повтор фонетически близких звуков: ' Ш ур ш ит вода по у ш ам, и, ч ирикнув,/ На цыпо ч ках ска ч ет ч иж' (Б. Пастернак); в) противопоставление фонетически контрастных звуков: ' В етер в еет и в ьется украдками/ Меж в етвей, над в одой наклоненных, / Ш е в еля тяжелыми складками/ Ш елко в зеленых' (М. Волошин); г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: 'В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору,/ С поклажей и семьей дворян, /Четверкою рыдван, /Тащился' (И. Крылов). Приёмы З. могут быть канонизированными (общепринятыми в данной литературе) или индивидуальными. Так, аллитерация канонизирована в тюркской народной поэзии и индивидуальна в русской. См. Поэтика , Стихосложение , Фоника .
Лит.: Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Брик О. М., Звуковые повторы, в сборнике: Поэтика, П., 1919; Поливанов Е. Д., Общий фонетический принцип всякой поэтической техники, 'Вопросы языкознания', 1963, | 1; Бернштейн С. И., Опыт анализа 'словесной инструментовки', в сборнике: Поэтика, в. 5, Л., 1929.
А. А. Леонтьев.