Значение ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ДУХОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

школа (культурно-философская школа) в литературоведении, возникла в конце 19 в. в Германии как реакция на позитивистские (в том числе культурно-исторические и историко-филологические) методы и как стремление к синтезу духовно-исторического и психологического истолкования литературы. 'Единство времени и нации, - писал её родоначальник В. Дильтей , глава -исторической| ветви философии жизни , - которое мы называем историческим духом, возникает впервые благодаря могуществу и власти гения. В этой точке можно связать историческое с психическим' (цитируется по ст. 'О принципах методологии литературоведения', см. 'Философские науки', 1967, |3, с. 109). Слитность 'исторического' и 'психического' - в 'переживании' (единство рассудка, воли, чувства) художника. Переживание, объективируясь посредством поэтической формы, претворяется в целостную духовную реальность (с органической взаимообусловленностью содержания, материала, формы и предмета) и вместе с тем - в истину, наглядно открывающуюся впервые не только воспринимающему, но и самому художнику-творцу. Художественное произведение наиболее адекватно (в сравнении даже с гуманитарными науками - 'науками о духе') постигает жизнь: оно включает как общие свойства эпохи, так и прежде всего неповторимую душевно-духовную целостность индивида, как доступный 'пониманию' 'объективный дух', так и неизъяснимую 'последнюю тайну' жизни. Истолкование (по Дильтею 'понимание') произведения возможно только через 'сопереживание', 'вчувствование'; но и 'понимание', выражаемое посредством описательной психологии или философских понятий, никогда не исчерпывает всего смысла произведения, таящего в себе также иррациональную стихию. Подобно самоценности духовного мира личности, Д.-и. ш. утверждала самоценность и целостность каждого культурно-исторического образования (принцип 'равноправия эпох').

Расцвет школы, воспринявшей ряд эстетических идей романтизма , приходится на 1-ю треть 20 в. (Дильтей, 'Переживание и творчество', 1906; Р. Унгер, 'Философские проблемы нового литературоведения', 1908; Ф. Гундольф, 'Гёте', 1916; труды Э. Шпрангера, Ф. Штриха, Э. Эрмантингера, Х. А. Корфа; в Венгрии - Д. Секфю, Т. Тинемана, А. Серба). Унгер прослеживает в литературе судьбу философских идей (свобода и необходимость, дух и природа, любовь и смерть). Гундольф, склоняясь к бергсонианству (см. А. Бергсон ), усматривает в поэзии не реакцию на действительность, а высшую форму действительности, развивающуюся по духовно-имманентным законам. 'Переживание' и 'творчество' поэта не обособлены, как полагал Дильтей, а едины; образ поэта надо воссоздавать на основе лишь его художественных произведений; но поскольку художественный мир до конца не постигаем, то итог исследования ('образ поэта') в равной мере можно воспринимать и как объективную истину, и как миф.

Отстаивая первостепенность 'переживания' в искусстве и его связь с мировоззрением эпохи ('объективным духом'), Д.-и. ш. пренебрегала социально-классовыми мотивами 'переживания'; развивая принцип 'историзма' (в том числе применительно к смене художественных стилей и форм), она избегала выяснять закономерности исторического процесса, склоняясь к иррационализму и скептицизму. 'История духа' как школа закончилась в 30-е гг.; но её принципы широко использует современное западное литературоведение, в том числе экзистенциалистское; её традицию продолжает 'Deutsches Vierteljahrschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte' (Stuttg., с 1923).

Лит.: Жирмунский В. М., Новейшие течения историко-литературной мысли в Германии, в сб.: Поэтика, в. 2, Л., 1927; Хорват Б., О принципах методологии литературоведения в 'истории духа', 'Философские науки', 1967, | 3 .

В. И. Масловский.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.