(около 1440 - после 1502, по другим исследованиям, после 1503), русский живописец. Работал главным образом в Москве и среднерусских монастырях. Большая часть работ Д., исполненных им совместно с др. живописцами, не сохранилась и известна по письменным источникам (фрески Рождественского собора Боровского Пафнутьева монастыря, между 1467 и 1476; иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, 1481; иконы и фрески соборной церкви Успения богоматери в Иосифо-Волоколамском монастыре, после 1485; и др.). Творчество Д. и его школы развивалось в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, когда постепенно усиливалось значение церковных догм, когда государство, стремившееся использовать искусство для укрепления авторитета великокняжеской власти, проводило политику его последовательной регламентации. В иконах и фресках Д. по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублёва проявляются единообразие приёмов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Д., с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, присущи нарядность и торжественность ['Богоматерь Одигитрия', 1482, 'Спас в силах', 'Распятие', обе 1500, - все три в Третьяковской галерее; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02 (по другим исследованиям - 1502-03), совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, главным образом в Русском музее в Ленинграде и в Третьяковской галерее]. Д. приписывают также иконы 'Митрополит Пётр в житии' (Успенский собор Московского Кремля), 'Митрополит Алексий в житии' (Третьяковская галерея) и ряд др. работ. Созданные Д. с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500-02, по др. исследованиям - 1502-03) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов средневекового русского монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчинённых плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишёнными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, в которой преобладают светлые оттенки. Творчество Д. способствовало распространению на Руси торжественного и праздничного искусства Москвы, позже ставшего общерусским.
Лит.: История русского искусства, т. 3, М., 1955, с. 482-531; Данилова И. Е., Фрески Ферапонтова монастыря, М., 1970; Голейзовский Н. К., Заметки о Дионисии, 'Византийский временник', т. 31, М., 1971, с. 175-187; Danilowa I. J., Dionissi, Dresden, 1970.
Н. К. Голейзовский.