(Giorgione) (собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко; Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477, Кастельфранко, Венето, - сентябрь или октябрь 1510, Венеция), итальянский живописец венецианской школы , один из основоположников искусства Высокого Возрождения. Учился, вероятно, у Джованни Беллини . Был близок к кругу венецианских гуманистов. Славился также как певец и музыкант. В 1507-08 участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры).
Основная область творчества Д. - светская станковая живопись, впервые получившая у него преобладающее значение. Уже в ранних произведениях, выполненных до 1505 ('Поклонение пастухов', Национальная галерея искусства, Вашингтон; 'Мадонна со св. Франциском и Либералием', собор в Кастельфранко; 'Юдифь'), проявляется главная особенность искусства Д. - поэтическое представление о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил, присутствие которых раскрывается не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворённости. Ощущение скрытого дыхания жизни в природе и людях, органичность воссоздания натуры соединяются в зрелых произведениях Д. 1506-1510-х гг. с благородной идеализацией, утончённостью эмоциональной атмосферы, а также со сложным, ассоциативным характером идейно-сюжетного замысла, что придаёт его работам черты недосказанности ('Гроза', Галерея Академии, Венеция; 'Три философа', Художественно-исторический музей, Вена). Общая направленность творчества Д. определила интимно-лирическую эмоциональную окраску выполненных им портретов [портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем; женский портрет (так называемая 'Лаура'), Художественно-исторический музей, Вена; портрет А. Броккардо, Музей изобразительных искусств, Будапешт], а также его интерес к самостоятельной выразительности природы, подготовивший формирование нового живописного жанра - пейзажа. В поздних произведениях Д. ('Спящая Венера'; 'Сельский концерт', Лувр, Париж) полностью определилась главная тема творчества художника - гармоничное единство человека и природы. Её воплощению служат открытия Д. в области художественного языка, сыгравшие важную роль в развитии европейской масляной живописи. Сохраняя ясность объёма, чистоту и мелодическую выразительность контуров, Д. с помощью мягкой прозрачной светотени добился органического слияния человеческой фигуры с пейзажем и достиг невиданной ранее живописной цельности картины. Он придал полнокровную теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, сочетая их с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациями освещения и тяготеющих к тональному единству. Творческая концепция Д. своеобразно преломила современные ему натурфилософские идеи, оказавшие влияние на формирование венецианского гуманизма, и отразила свойственную Возрождению влюблённость в красоту человека и земного бытия. Художественное наследие Д. оказало преобразующее воздействие на венецианскую живопись 16 в. и положило начало периоду её яркого расцвета. Достижения Д. были восприняты многими современниками художника (Джованни Беллини, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Старшим и др.) и получили дальнейшее развитие в творчестве его ученика Тициана .
Лит.: Смирнова И. А., Джорджоне, М., 1955; её же, Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964, с. 27-42; Лазарев В. Н., Выставка 'Джорджоне и джорджонески' в Венеции, 'Искусство', 1956, |1; Venturi L., Giorgione e il giorgionismo, Mil., 1913; Zampetti P., Giorgione e i giorgioneschi. Catalogo della mostra, Venezia, 1955; Baldass L., Heinz G., Giorgione, W. - Munch., 1964.
М. И. Свидерская.