(Dvorak) Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, - 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. н. кантором); в 1854-57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857-58 - в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 - в оркестре 'Временного театра'. Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты 'Гимн' (текст В. Галека 'Наследники Белой Горы', соч. 1872, исп. 1873) привлекли к Д. внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, который высоко ценил творчество Д. и содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Д. 1870-х гг. несколько опер, 'Моравские дуэты', 'Stabat Mater', 1-я серия 'Славянских танцев' для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произведений: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры 'Моя Родина' (1882) и 'Гуситская' (1883), оратория 'Святая Людмила' - первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия 'Славянских танцев' (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев. В 1888 Д. познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась общественно-педагогическая деятельность Д. (среди учеников - В. Новак, О. Недбал и И. Сук). Д. - почётный доктор философии Карпова университета, член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891 профессор Пражской консерватории, с 1901 - её директор, в 1892-95 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии - 'Из Нового Света' (1-е исполнение - Нью-Йорк, 1893); в ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности. Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Д. вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов 'Из чешского леса', фортепианные пьесы 'Поэтические картины'), сказочные народно-поэтические мотивы (опера 'Чёрт и Кача', 1899, симфонические поэмы на сюжеты чеш. народных сказок и легенд - 'Водяной', 'Полуденница', 'Голубок', 1896, 'Богатырская песнь', 1897, и др.).
Оперы Д. составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы 'Упрямцы' (1874) и 'Хитрый крестьянин' (1877); лирическая опера-сказка 'Русалка' (пост. 1901 - одна из популярнейших чеш. опер); 'Якобинец' (пост. 1889); 'Дмитрий' (соч. 1882; на сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца); 'Армида' по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев - 'Славянские танцы' (для оркестра и для фортепианного дуэта) и 'Славянские рапсодии', в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио 'Думки'). Ярко национальные по колориту сочинения Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях 'Пражская весна' проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собрание музыкальных сочинений издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896-97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фортепиано пьесы, хоры, песни.
Лит.: Неедлы 3., А. Дворжак, 'Советское искусство', 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Дворжак, М. - Л., 1949; его же, Последняя симфония Дворжака, 'Музыкальная жизнь', 1969, | 6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М., 1960; Лушина Я., Дворжак, Л., 1961; Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.], М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей, М., 1967; Sourek О., Zivot a dilo Antonina Dvoraka, sv. 1-4, Praha, 1954-57; Hughes G., Dvorak. His life and music, N. Y., 1967.
И. Ф. Бэлза.