Значение ГУТТУЗО РЕНАТО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ГУТТУЗО РЕНАТО

(Guttuso) Ренато (р. 2.1.1912, Багерия, Сицилия), итальянский живописец и график, общественный деятель, активный борец за мир. Глава социально-реалистического направления в современном итал. искусстве. С 1940 член компартии, с 1956 член ЦК. Член Президентского совета общества 'Италия - СССР' (с 1963). Член Комитета по Международным Ленинским премиям 'За укрепление мира между народами'. Академик АХ в Риме (1960). Почётный член АХ СССР (1962). Учился в АХ в Риме. В 1939 примкнул к антифашистским деятелям культуры, объединившимся вокруг журнала 'Корренте' ('Corrente', Милан). Во время 2-й мировой войны в 1943-45 участвовал в Движении Сопротивления. В послевоенный период был лидером реалистического крыла объединения итал. художников 'Новый фронт искусства' (1946-48). В конце 30 - начале 40-х гг. Г. выступил с рядом антифашистских произведений, отразивших в экспрессивной, порой символической форме героическую борьбу и страдания народа ['Расстрел', 1938, Галерея современного искусства, Рим; 'Распятие', 1940-41, собственность автора; серия рисунков 'Gott mit uns!' ('С нами бог!'), тушь, темпера, 1944-45, удостоена Золотой медали Мира Всемирного Совета Мира, 1950]. С конца 40-х гг. Г. вступает в период творческого расцвета. Переосмысляя традиции ряда европейских художественных течений 19-20 вв. (романтизма, критического реализма, экспрессионизма, кубизма), он стремится к созданию современного реалистического искусства, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы. В произведениях конца 40 - 60-х гг. Г. воссоздаёт широкую и многогранную картину жизни капиталистической Италии, обнажая свойственные ей трагизм и остроту противоречий. В картинах 'Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии' (1948-50, Германская АХ, Берлин), 'Буги-вуги в Риме' (1952, собрание Фаринелли, Рим), 'Пляж' (1955-56, Национальная галерея, Парма), 'Человек, который ест спагетти' (1956, собрание Фаринелли, Рим), 'Дискуссия' (1959, Галерея Тейт, Лондон), 'Толпа' (1960, Эрмитаж, Ленинград) и др. отражены разобщённость людей в буржуазном мире, нищета и бесправие народных масс, их мужественная борьба за социальное обновление. Художник-демократ, Г. утверждает новые эстетические и социальные ценности, создавая исполненные суровой правды, героически-монументальные художественные образы народной жизни. В целях усиления эмоционального воздействия своих работ, отмеченных беспощадной точностью реалистических наблюдений, Г. часто использует резкое, контрастное звучание цвета, драматическую выразительность острого, динамичного рисунка, обобщённую лепку объёмов. Существенное место в его творчестве занимают пейзажи, чёткие по композиции, исполненные строгого величия ('Пейзаж в Калабрии', 1953: '3аход солнца в неаполитанской бухте', 1955), а также натюрморты, которым свойственны подчёркнутая простота предметов, неожиданная острота композиции, ощущение связи вещей с напряжённой трудовой жизнью человека ('Корзина, клещи и молоток', 1951, собственность автора).

Лит.; Ренато Гуттузо. Каталог, М., 1961; Барская А. Г., Русаков Ю. А., Ренато Гуттузо, Л. - М., [1965]: Moravia А., Renato Guttuso, Palermo, 1962.

В. В. Горяинов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.