Значение ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ГУМБОЛЬДТ ВИЛЬГЕЛЬМ

(Humboldt) Вильгельм (22.6.1767, Потсдам, - 8.4.1835, Тегель, близ Берлина), немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Брат А. Гумбольдта . Изучал в 1787-89 право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801-10 прус. резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Его деятельность ознаменовалась введением методов Песталоцци в начальной школе, изъятием её из ведения церкви, перестройкой Прусская АН, основанием Берлинского университета (ныне университет им. Г. в ГДР). В 1810-19 на дипломатической службе. Будучи в 1819 одним из двух министров внутреннх дел, предпринял неудачную попытку разработать конституцию Пруссии.

Г. - один из виднейших представителей нем. классического гуманизма времени И. В. Гёте и Ф. Шиллера. Подобно И. Г. Гердеру , он видит цель истории в осуществлении идеала 'гуманности', заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте её способностей, которые должны слиться в некое гармоническое целое, подобное художественному произведению. Свободное внутреннее саморазвитие индивида и нации, которую Г. также понимает как духовную творческую индивидуальность, определяет и границы деятельности государства; задачи его Г. сводит лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка ('О границах деятельности государства', 1792; рус. пер. в приложении к книге: Гайм Р., В. фон Гумбольдт ..., М., 1898).

Осуществление идеала 'гуманности' Г., подобно И. Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел в античности, а в новое время - особенно в личности Гёте, произведения которого, по Г., реализуют высший художественный идеал - пробуждение целостного душевного мира в единстве его способностей ('О -Германе и Доротее| Гёте', 1799): ведущая способность, создающая такое единство, - творческое воображение. Это единство составляет непременное условие всякого духовного постижения, в том числе и понимания истории, поскольку последнее требует проникновения в духовную суть описываемых лиц и событий ('О задачах историка', 1821).

Г. по существу явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. В работе 'О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода', предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге 'О языке кави на острове Ява' (1836-39), Г. понимает язык не как нечто застывшее, но как непрерывный процесс духовного творчества, как 'формирующий орган мысли', выражающий индивидуальное миросозерцание народа и тем самым определяющий все духовные отношения человека к миру. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие языкознания (психологическая школа 19 в. - Х. Штейнталь и А. Потебня, немецкое неогумбольдтианство и американская этнолингвистика 20 в. и др.).

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-17, В., 1903-36; в рус. пер., в кн.: Звегинцев В. А., Хрестоматия по истории языкознания XIX-XX вв. , М. , 1956; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 3, М., 1967, с. 137-47.

Лит.: Spranger Е., W. von Humboldt und die Humanitatsidee, 2 Aufl., B., 1928; его же, W. von Humboldt und die Reform desBildungswesens, 3 Aufl., Tubingen, 1965: Kaehier S. A., W. von Humboldt und der Staat, 2 Aufl., G5tt., 1963; Menze C., W. von Humboldts Lehre und Bild vom Menschen, Dusseldorf, 1965.

Ю. Н. Попов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.