(Godard) Жан Люк (р. 3.12.1930, Париж), французский кинорежиссёр, сценарист. Один из зачинателей направления, получившего во французском кино название 'новая волна'. По образованию этнограф. В кино начал работать в 1950-е гг. Известность Г. принёс фильм 'На последнем дыхании' (1959). В фильмах 'Маленький солдат' (1960), 'Жить своей жизнью' (1961), 'Карабинеры' (1962), 'Альфавилль' (1965), 'Пьеро-безумец' (1965) и др. режиссёр стремится доказать бессилие и обречённость всякой борьбы отдельной личности против капиталистического общества. Герои Г. (или, по определению теоретиков 'новой волны', - антигерои) отчуждены в буржуазном мире, но они отвергают также и социализм, противопоставляя ему своё анархо-индивидуалистическое понимание личной свободы. Ритмически-импульсивный монтаж, частое применение ручной камеры и натурные съёмки, создающие впечатление документальности изображаемых событий, использование приёмов коллажа , заимствованных у модернистской живописи, характеризуют своеобразную стилистику фильмов режиссёра. В конце 1960-х гг. Г. снимает фильмы, в которых пытается отразить острые проблемы современности ('Сделано в США', 'Китаянка', 'Уик энд', 'Один плюс один', 'Правда', 'Ветер с востока' и др.), но нарочито подчёркнутая двусмысленность идеологических позиций Г., являющихся выражением типично мелкобуржуазного анархического 'бунтарства' и смыкающихся в большинстве случаев с прямыми антикоммунистическими тенденциями, обесценивает социальное и художественное значение этих попыток.
Лит.: Collet J., Jean-Luc Godard, [P., 1968]; Eberhardt К., Jan-Luc Godard, Warsz., 1970.
С. И. Юткевич.