Значение ГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Николай Николаевич [15(27).2.1831, Воронеж, - 1(13).6.1894, хутор Ивановский, ныне им. Т. Г. Шевченко Черниговской обл.], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1850-57) у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии (1857-63). В 1857-59 работал в Риме, в 1860-69 во Флоренции. Жил в Петербурге (с 1870) и на хуторе в Черниговской губернии (с 1876). В ранний период испытал влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова . Уже в 1860-е гг. творчество Ге отличается новизной трактовки традиционных для академического искусства евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем ('Тайная вечеря', 1863, Русский музей, Ленинград; 'Вестники воскресения', 1867, Третьяковская галерея). Возвратившись из Италии, Ге сближается с передовыми художниками (член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок). В поисках темы большого гражданственного звучания Ге обращается к исторической живописи. В картине 'Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе' (1871, Третьяковская галерея) Ге раскрывает столкновение двух противоборствующих исторических сил, правдиво передаёт движение чувств, внутреннюю жизнь действующих лиц. С начала 1880-х гг. Ге возвращается к евангельским темам; наполняя цикл картин о страданиях Христа религиозно-этическими идеями, во многом близкими взглядам Л. Н. Толстого, Ге обращается к современному обществу с утопической проповедью духовного протеста против зла, провозглашает величие жертвы во имя идеи ('Что есть истина-", 1890, и 'Голгофа', 1893, обе - в Третьяковской галерее). В этих отмеченных глубоким драматизмом картинах, исполненных в широкой экспрессивной манере, с резкими контрастами света и тени, значительную роль играет изображение духовных и физических страданий человека ('Распятие', 1892, 1894). Для портретов, исполненных Ге, характерны большая простота и строгость цветовых и композиционных решений, стремление передать богатство и сложность духовной жизни человека (портреты А. И. Герцена, 1867, и Л. Н. Толстого, 1884, - оба в Третьяковской галерее).

Соч.: Жизнь художника 60-х годов, 'Северный вестник', 1893, кн. 3; Л. Н. Толстой и Н. Н. Ге. Переписка, М. - Л., 1930.

Лит.: Альбом художественных произведений Н. Н. Ге, М. - СПБ, 1903; Стасов В. В., Н. Н. Ге..., М., 1904; История русского искусства, т. 9, кн. 1, М., 1965, с. 217-59; Зограф Н., Н. Н. Ге, [Л., 1968]; Н. Н. Ге. 1831-1894. Выставка произведений. Каталог, [М., 1969].

Большая советская энциклопедия, БСЭ.