Значение ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Алексей Николаевич [18.2(1.3).1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии, - 5(17).11.1862, Москва], русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), брал также уроки пения, композиции. В 1823 поселился в Москве, в течение 35 лет занимал ведущее положение в её театральной жизни. С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара императорских московских театров. В 1848-60 управляющий конторой Дирекции императорских московских театров. В. способствовал повышению художественного уровня спектаклей, обогащению репертуара, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров, оркестровых музыкантов.

В творчестве композитора центральное место занимают музыкально-сценические произведения. В. - один из основоположников жанра русской оперы-водевиля; он написал более 30 опер-водевилей, в том числе 'Бабушкины попугаи' (текст Н. И. Хмельницкого, 181.9), 'Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом' (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), 'Две записки, или Без вины виноват' (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827). Работа В. над водевилями подготовила его оперное творчество. В созданных композитором 6 операх - 'Пан Твардовский' (1828), 'Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев' (1832), 'Громобой' (1854, постановка 1857) и др. - народное русское начало сочетается с романтизированной театр фантастикой. Лучшая из опер В. - 'Аскольдова могила' (1835) благодаря яркости музыкально-сценических образов, доходчивости музыки, построенной на бытовом романсово-песенном материале, завоевала огромную популярность. Эта опера - значительное явление русской музыки 1-й половины 19 в. В творчестве В. высокого развития достиг жанр русской вокальной баллады. Лучшие из его баллад - 'Чёрная шаль' (слова А. С. Пушкина), 'Бедный певец' и 'Ночной смотр' (слова В. А. Жуковского) и др. - отличаются яркой театральностью (исполнялись на сцене в виде театрализованных представлений в сопровождении оркестра).

В. принадлежит статья 'Отрывки из истории драматической музыки', напечатанная в 'Драматическом альбоме для любителей театра и музыки' (1826, изд. В. совместно с А. И. Писаревым). В. издал также два 'Музыкальных альбома' (на 1827, на 1828).

Лит.: Серов А. Н., А. Н. Верстовский и его значение для русского искусства, в его кн.; Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Финдейзен Н., А. Н. Верстовский, 'Ежегодник императорских театров'. Сезон 1896-1897 гг., прилож. 2, СПБ, 1898 (имеется отд. оттиск); Асафьев Б., Композитор из плеяды славяно-российских бардов: Алексей Николаевич Верстовский, 'Советская музыка', 1946, | 8-9; Левашова О., А. Н. Верстовский. (К 150-летию со дня рождения), там же, 1949, |6; Доброхотов Б., А. Н. Верстовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество, М. - Л., 1949.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.