Значение ВЕРМЕР ЯН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ВЕРМЕР ЯН

Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (крещён 31.10.1632, Делфт, - похоронен 15.12.1675, там же), голландский живописец. Работал в Делфте, сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних картинах ('Диана с нимфами', Маурицхёйс, Гаага; 'Христос у Марфы и Марии', Национальная галерея, Эдинбург) стремился соединить возвышенный строй образов с их близостью к натуре. Крупнофигурное полотно 'У сводни' (1656, Картинная галерея, Дрезден) отмечено необычно монументальным воплощением ярко жизненной сцены, полной молодого задора и полнокровной чувственности; элементы тонального колорита В. смело сочетает здесь с крупными звучными пятнами чистого цвета. Со 2-й половины 1650-х гг. В. пишет небольшие картины с одной или несколькими фигурами в залитом серебристом свете интерьера городского дома ('Девушка с письмом', Картинная галерея, Дрезден; 'Солдат и смеющаяся женщина', собрание Фрик, Нью-Йорк; 'Служанка с кувшином молока', Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию, сюжету, сколько состоянию, общему лирическому настроению сцены, разнообразию и богатству материального мира. Поэзия повседневной домашней жизни, единство человека с окружающей его средой выражены здесь с необычайной силой обобщения; классической ясностью и гармоничностью; острая выразительность пространственной композиции, живая вибрация света и воздуха, светозарность насыщенных чистых тонов, богатая игра нежнейших оттенков, рефлексов и бликов одухотворяют мир простых людей и бытовых предметов, сообщают ему внутреннюю значительность. В конце 1650-х гг. созданы два шедевра пейзажной живописи - проникновенная, необычайно тонкая по исполнению 'Уличка' (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежестью и красотой 'Вид Делфта' (Маурицхёйс). В 1660-х гг. творчество в. становится более созерцательным, изысканным, а живопись - более холодной, эмалевой, выдержанной в общем жемчужном тоне с яркими акцентами - синими и лимонно-жёлтыми; таковы 'Девушка с жемчужиной' (Маурицхёйс), изображения уютных богато обставленных комнат, где нарядные дамы и кавалеры ведут галантную беседу, музицируют или рассматривают драгоценности ('Бокал вина', 'Дама, примеряющая ожерелье' - Картинная галерея, Берлин-Далем). В поздних картинах В. аллегоризм, академические приёмы и пестрота локальных цветов отражают общий упадок голландской живописи. Содержательность и обаяние образов В. сохранил, однако, в картинах 1660-х гг., посвящённых людям труда, искусства и науки и передающих самоуглублённость человека в минуты творчества ('Кружевница', Лувр, Париж; 'Мастерская художника', Художественно-исторический музей, Вена; 'Географ', Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).

Лит.: Лазарев В. Н., Ян Вермеер Делфтский, М., 1933; [Ротенберг Е.], Ян Вермеер Делфтский. Альбом репродукций, М., 1964; Vries A. B. de, Jan Vermeer van Delft, Basel, 1945; Swillens P. T. A., Johannes Vermeer, Utrecht-Brussel, 1950; Bloch V., Tutta la pittura di Vermeer di Delft, Mil., 1954.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.