Значение ВАН ДЕЙК в Большом энциклопедическом словаре

ВАН ДЕЙК

(Dyck

van) Антонис (1599-1641), фламандский живописец. Работал также в Италии и Англии. Ученик П. П. Рубенса. Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты ("Карл I на охоте", 1633; портрет Г. Бентивольо, ок. 1623) замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью; религиозные и мифологические композиции в духе барокко.ВАН ДЕЙК (Van Dyck, Dijk) Антонис, (22 марта 1599, Антверпен - 9 декабря 1641, Лондон), фламандский художник, один из создателей парадного аристократического портрета 17 в.Отличаясь рано проявившейся одаренностью, завидной работоспособностью и вызывавшей восхищение современников "легкостью" руки, Ван Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Однако подлинным его призванием стало искусство портрета. Сын антверпенского купца, человек по своей натуре мятущийся, сумасбродный и честолюбивый, Ван Дейк тяготел к роскоши, к королевским дворам, к жизни аристократов. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью.Ранний антверпенский период В 10-летнем возрасте Ван Дейк был отдан в обучение к антверпенскому живописцу Х. ван Балену, а в 1618 принят в гильдию живописцев св. Луки. Работая в мастерской Рубенса, он с 1617 стал сотрудничать с ним в выполнении некоторых заказов, уже в своих ранних произведениях стремился отойти от прямого подражания приемам прославленного учителя и достичь более самостоятельных живописных решений ("Пьяный Силен", ок. 1618-20, Королевский музей изящных искусств, Брюссель; Картинная галерея, Дрезден; "Самсон и Далила", ок. 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа, Лондон; "Св. Мартин и нищие", ок. 1620-21, Завентам, приходская церковь; Виндзор, королевский замок).Портреты раннего антверпенского периода, запечатлевшие знатных горожан, их семьи, художников с женами и детьми, отмечены строгой простотой, сердечностью ("Семейный портрет", между 1618 и 1619, Эрмитаж; Корнелиса ван Геста, антверпенского мецената, друга и заказчика Рубенса, ок.1620, Национальная галерея, Лондон; живописца Франса Снейдерса и его жены Маргариты де Вос, собрание Фрик, Нью-Йорк; Изабеллы Брант, жены Рубенса, ок. 1620-21, Национальная галерея, Вашингтон).Итальянский период В 1621-27 Ван Дейк посетил Италию. Пребывание его в Генуе, Риме, Венеции, Милане, Палермо сопровождалось активным изучением итальянской живописи, особенно Тициана, и стало триумфальным этапом в развитии его портретного искусства. Внешняя представительность сочетается с внутренней одухотворенностью в портрете ученого и дипломата кардинала Гвидо Бентивольо (ок. 1623-24, галерея Питти, Флоренция).Поселившись с 1624 в Генуе, художник становится популярным портретистом крупнейших аристократических семейств города. Он создает блестящие обстановочные портреты-картины, в которых надменные старцы, благородные кавалеры, стройные женщины в тяжелых, богатых платьях с длинными шлейфами представлены во весь рост на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов ("Маркиза Улена Гримальди", Национальная галерея, Вашингтон; "Паола Адорно, маркиза Бриньоле Сале", собрание Фрика, Нью-Йорк; "Паола Адорно с сыном", Национальная галерея, Вашингтон; "Конный портрет Антонио Джулио Бриньоле Сале", Палаццо Россо, Генуя; "Маркиза Бальбиани", Метрополитен-музей; "Семейство Ломеллини", Национальная галерея, Эдинбург; "Старый сенатор", "Супруга старого сенатора", Картинная галерея Берлин-Далем).Второй антверпенский период (1627-1632) В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, Ван Дейк практически становится первым художником Фландрии; он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Мастерски исполненные крупные алтарные образы для различных церквей и картины на мифологические сюжеты сочетают традиции Рубенса и влияние Тициана

Большой энциклопедический словарь.