(Weiss) Петер (р. 18.2.1916, Новавес, близ Берлина), немецкий писатель. В 1934 его семья эмигрировала из Германии; с 1939 живёт в Швеции. Был художником и кинорежиссёром. Литературную деятельность начал 'микророманом' 'Тень тела кучера' (1960), написанным в духе экспериментов французского 'нового романа'. В романах 'Прощание с родителями' (1961), 'Точка бегства' (1962), 'Разговор трёх идущих' (1963) описаны невзгоды жизни эмигрантов. Двойственность замысла пьесы 'Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актёрской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада' (1964) дала повод для различных сценических её истолкований в театрах разных стран. Проявляя интерес к особому жанру, в котором переработаны в художественную картину непосредственные документы, В. написал антифашистскую пьесу 'Судебное разбирательство' (1965, русский перевод 1966), построенную на подлинных материалах процесса над преступниками Освенцима. В статье 'Десять рабочих пунктов автора в поделенном мире' (1965) В. делал вывод, что только социалистический строй даёт 'возможность устранить существующее в мире неблагополучие'. Империализм США разоблачается в пьесе 'Диспут о... ходе... войны во Вьетнаме...'. Сатирическое изображение современного буржуазного общества отличает пьесу 'О том, как господин Мокинпотт от своих злосчастий избавился' (1968, русский перевод 1968). В творчестве В. на разных этапах отразилось отсутствие у него последовательных идейно-политических позиций. Выступив с рядом прогрессивных произведений, в 1970 он выпустил пьесу 'Троцкий в изгнании', носящую явно антисоветский характер.
Соч.: Заметки о документальном театре, 'Иностранная литература', 1968, | 7 .
Лит.: Книпович Е., Свидетели, 'Иностранная литература', 1966, | 5; Гинзбург Л., 'Самовыражение' и саморазоблачение Петера Вайса, 'Литературная газета', 1970, 1 апр.; Rischbieter Н., P. Weiss, Velber bei Hannover, 1967.
И. В. Млечина.