музыкальные темы, темы музыкальных произведений, основное мелодическое ядро которых образовано из звуков, в буквенном (порой и слоговом) обозначении составляющих определённое слово - фамилию, имя (чаще всего самого композитора), название местности и тому подобное - или входящих в такое слово наряду с др. буквами. Многие композиторы клали в основу тем музыкальную расшифровку фамилии Bach (последование звуков си-бемоль, ля, до и си) - сам И. С. Бах (в 'Искусстве фуги'), Р. Шуман (6 фуг для органа или фортепьяно), Ф. Лист (фантазия и фуга для органа), Н. А. Римский-Корсаков (фуга из написанных коллективно 'Парафраз' для фортепьяно в четыре руки, 6 вариаций для фортепьяно) и др. В основе темы вариаций для фортепьяно с оркестром. 1 Р. Шумана, часто использовавшего Б. м. т., - музыкальная расшифровка фамилии знакомой композитора - Abegg; его 'Карнавал' для фортепьяно определён композитором как 'маленькие сцены на четыре ноты' S (es), c, h, а; в др. комбинациях буквы эти образуют название города Asch. К Б. м. т. обращались также И. Брамс, М. Равель, В. д'Энди и др. зарубежные композиторы. Из русских композиторов их многократно использовал А. К. Глазунов [ряд сочинений на музыкальную расшифровку слова 'S (es) a s (es) cha' - 'Саша', имени композитора]. Струнный квартет на слово Be la f (фамилия русского музыкального деятеля М. П. Беляева), где сочетаются буквенное и слоговое обозначения звуков, написали Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, А. П. Бородин и А. К. Глазунов. В 10-й симфонии Д. Д. Шостаковича использована музыкальная расшифровка его инициалов Д. Ш. (DS [es] CH); пассакалию на эти же инициалы создал английский композитор Р. Стивенсон.
Значение БУКВЕННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ
Что такое БУКВЕННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕМЫ
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012