Значение БРЕЙГЕЛЬ ПИТЕР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БРЕЙГЕЛЬ ПИТЕР

(точнее Брёгел) Старший, или 'Мужицкий' (Bruegelde Oude, Boeren Brueghel), Питер (около 1525-30, Бреда или с. Брёгел, - 5.9.1569, Брюссель), нидерландский живописец и рисовальщик. Посетил Италию (1552-53), работал в Антверпене и с 1563 - в Брюсселе. Один из основоположников фламандского и голландского реалистического искусства, Б. с наибольшей силой и полнотой отразил в своём творчестве жизнь и настроения народных масс в пору наступавшей Нидерландской буржуазной революции. Широко образованный художник-гуманист, Б. творчески перерабатывал уроки итальянской живописи, создавая глубоко национальное искусство, опирающееся, прежде всего на нидерландские традиции и местный фольклор. Б. черпал темы из народных лубочных гравюр и листовок ('Детские игры', 1560, Художественно-исторический музей, Вена); часто пословицы и притчи использовались им как иносказательная форма для глубоких размышлений о судьбах страны и народа ('Страна лентяев', 1567, Старая пинакотека, Мюнхен). В творчестве Б. сложно переплетались юмор и трагизм, тонкая лиричность и острый фантастический гротеск, обилие причудливых деталей и тяга к эпическому размаху, к широким синтетическим картинам мира. Главный герой искусства Б. - народная масса; в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах Б. выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими персонажами в духе Х. Босха , от дробных по композиции и резких по цвету полотен ('Битва Масленицы и Поста', 1559, 'Несение креста', 1564, - Художественно-исторический музей, Вена) Б. с сер. 1560-х гг. перешёл к обобщённым картинам крестьянской жизни и пейзажам, отмеченным мощной реалистической выразительностью образов, цельностью и монументальностью композиции, особой слитностью рисунка и колорита; насыщенная звучность цветовых пятен, выразительность силуэтов сочетаются с пространственной широтой, тончайшим ощущением тонального единства, состояния световоздушной среды. Скупыми, но смелыми средствами Б. показывал грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев ('Крестьянская свадьба', 'Крестьянский танец' - Художественно-исторический музей, Вена); создатель национального реалистического пейзажа, Б. изображал бескрайние просторы равнин, жизнь природы в различные времена года в единстве с населяющими её трудовыми людьми ('Сумрачный день', 'Возвращение стад', 'Охотники на снегу' - Художественно-исторический музей, Вена: 'Жатва', Метрополитен-музей, Нью-Йорк; все - 1565). Страдания народа при испанском иге, война и разрушения, голод и смерть, зверства испанцев запечатлены во многих картинах ('Избиение младенцев',Хэмптон-корт,Лондон; 'Перепись в Вифлееме', 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Кровавый испанский террор вызвал у Б. настроения отчаяния и скорби, отразившиеся то в фантастических картинах безумия и ужасов ('Безумная Грета', 1562, музей Майер ван ден Берг, Антверпен), то в горьких иносказаниях ('Сорока на виселице', 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), то в захватывающих глубиной мысли и правдивостью трагических образах ('Слепые', 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь).

Лит.: Алпатов М., Питер Брейгель Мужицкий, М., 1939; Климов P., Питер Брейгель, М., 1959; Вastelaar R. van, Hulin de Loo G., Peter Bruegel l'Ancien, son oeuvre et son temps, v, 1-2, Brux., 1906- 1907; Grossmann F., Peeter Brueghel, L.- Firenze, 1956.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.