Значение БОГУЧАРСКИЙ В. в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое БОГУЧАРСКИЙ В.

В., Базилевский Б. (псевдонимы Яковлева Василия Яковлевича) [19.2(3.3).1861, г. Богучар Воронежской губернии, - 8(21).5.1915, Петроград], историк революционного движения в России. Окончил в Петербурге Константиновское военное училище (1880), служил в казачьих войсках. За связь с народовольческими военными кружками сослан в Сибирь (1884), а за участие в протесте ссыльных отправлен на поселение в Якутию (до 1890). От сочувствия народовольцам и народоправцам перешёл к легальному марксизму, а затем стал активным деятелем либерального лагеря. Собрал и опубликовал ценные источники по истории революционного движения 1860-80-х гг. - 'Государственные преступления в России в XIX веке' (т. 1 - правительственные сообщения за 1825-76; т. 2 и 3 - процессы народников 1877, Штутгарт, Париж, 1903-05) и 3 тома 'приложений' - материалов нелегальной печати ('Материалы для истории революционного движения в России в 60-х гг.', 'Революционная журналистика семидесятых годов', 'Литература партии Народной воли', Париж, 1905). Всё это переиздано в России в Санкт-Петербурге и в Ростове-на-Дону в 1906. В 1906-07 вместе с П. Е. Щёголевым и В. Л. Бурцевым издавал журнал 'Былое', публиковавший источники по русскому революционному движению, а после его закрытия в 1908 - 'Минувшие годы'. По делу о 'Былом' в 1909 выслан за границу, вернулся в Россию в 1913. В этот период были изданы главные работы Б.: 'Активное народничество семидесятых годов' (1912) и 'Из истории политической борьбы в 70-х и 80-х гг. XIX века. Партия -Народной воли|, её происхождение, судьбы и гибель' (1912). Б. удалось систематически осветить развитие революционного демократического движения, описать историю создания нелегальных кружков и народнических организаций, проанализировать основные идейные течения революционной мысли. Книги Б. сохранили научную ценность до наших дней. В оценке народничества Б. допустил ряд принципиальных ошибок: сблизил идеологию революционного народничества со славянофильством , с идеалистической точки зрения подошёл к анализу причин 'хождения в народ'; вместе с тем Б. осуждает аполитизм народничества и 'социальный утопизм' и видит 'политический реализм' в борьбе 'Народной воли' за демократическую конституцию.

В. Р. Лейкина-Свирская.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.