Значение БЕРГМАН ИНГМАР в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БЕРГМАН ИНГМАР

(Bergman) Ингмар (р. 14.7.1918, Упсала), шведский режиссёр театра и кино. В 1942 начал работать в театре, в 1943 - в кино, вначале как сценарист, затем как режиссёр. Получил широкое признание с середине 50-х гг. В фильмах 'Улыбки летней ночи' (1955), 'Седьмая печать' (1956), 'Земляничная поляна' (1957), 'Лицо' (1958), 'Источник' (1959) выдвигаются нравственные и философские проблемы, связанные с трагическим положением человека в условиях кризиса, падения духовных ценностей в буржуазном обществе; Б. склонен к негативному, пессимистическому взгляду на мир, однако в его фильмах звучит тема нравственного противостояния силам зла. Поиски смысла жизни нередко принимают у Б. религиозную форму. В 60-е гг. его фильмы приобретают особенно мрачный колорит. Через трилогию 'Как в зеркале' (1961), 'Причастие' (1963), 'Молчание' (1963) траурной нитью проходит тема человека, утерявшего истинное содержание человеческого существования - любовь к людям. Фильмы 'Персона' (1966), 'Волчий час' (1968), 'Стыд' (1969) развивают тему распада человеческой личности. В них усиливаются апокалиптические мотивы. Для стилистики фильмов Б. характерно сочетание реалистической достоверности с иносказаниями и символикой, поэтическое ощущение природы, строгость и пластическое богатство изобразительных решений, порой - склонность к экспрессионистским эффектам, акцентированию жестокости. Многие фильмы Б. награждены премиями на международных кинофестивалях.

Лит.: Beranger J., Ingmar Bergman et ses films, P., 1959; Ингмар Бергман, М., 1969.

В. И. Божович.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.