(от греч. аруstolos - пocoл) в раннехристианской литературе [особенно в древнейшем памятнике 'Дидахе' ('Учение двенадцати апостолов')] бродячие проповедники христианства. В Новом завете термин 'А.' употребляется, кроме того, и для обозначения ближайших последователей Христа (синонимы: 'ученики' или 'двенадцать'). Согласно евангелиям, это: Андрей, Варфоломей, Иоанн, Иуда Искариот, Матфей, Петр, Симон Зилот (или Симон Кананит), Фаддей (или Иуда, сын либо брат Иакова), Филипп, Фома, Иаков - сын Алфея, и Иаков - сын Зеведея. После предательства Иуды Искариота на его место был избран Матфий (не смешиватьс Матфеем). К А. причислял себя и Павел . С деятельностью 12 А. и Павла христианское предание (оно изложено в 'Деяниях А.' и в апокрифических житиях А.) связывает распространение христианства. Сомнения в историчности А., высказываемые некоторыми исследователями, гиперкритичны, однако безусловно А. не принадлежат ни т. н. Апостольский символ веры, ни апостольские постановления и правила (написанные позднее).
В современной речи в переносном значении А. - ревностный последователь какого-нибудь идеи, учения.
А. П. Каждан.