в психологии и философии. Понятию А. как способности в той или иной форме предвосхищать события наиболее соответствует употребление этого понятия в психологии, где оно было введено немецким учёным В. Вундтом. Психологи различают два смысла А.:
1) ожидание организмом определённой ситуации, проявляющееся в некоторой позе или движении;
2) представление человеком результатов своего действия ещё до его осуществления (отсюда определение цели как антиципированного предмета).
В философии идея А. встречается уже у стоиков и эпикурейцев, говоривших о пролепсисе - общем понятии, которое появляется в сознании ещё до восприятия конкретных единичных вещей непосредственно из логоса . Против А. резко выступал Ф. Бэкон, исходивший из принципа, согласно которому природу следует не предвосхищать, а познавать. Кант понимал под А. априорное (см. Априори ) познание предметов восприятия ещё до самих восприятий.
В логике под А. понимается временное принятие в качестве доказанной посылки, которую предполагается обосновать позднее.
В. А. Костеловский.