Значение слова АНДЖЕЛИКО в Большой советской энциклопедии, БСЭ

АНДЖЕЛИКО

(Angelico; собств. фра Джованни да Фьезоле, Fra' Giovanni da Fiesole, прозвище Беато А.) (около 1400, Виккьо, Тоскана, - 18.2.1455, Рим), итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Монах-доминиканец, был настоятелем монастыря Сан-Марко во Флоренции. Как художник сложился в 1420-е гг. под воздействием позднеготической живописи, в дальнейшем отчасти использовал новаторские реалистические достижения Мазаччо . Искусство А., наивное и глубоко религиозное, лишено, однако, средневековые суровости, проникнуто светлым лиризмом, характерным для эпохи кватроченто . В живописи А. многое от миниатюры: тонко сгармонированные чистые цветовые тона, широкое применение золота. Помимо Флоренции и других городов Тосканы, А. работал в Риме (1445-48, 1452-55) и Орвието (1447). Главные произведения: 'Мадонна делла Стелла' (1430-33), триптих Линайуоли (1433), 'Наречение Иоанна Крестителя' (до 1435), 'Снятие со креста' (около 1435-36) и 'Мадонна Анналена' - все в бывшем монастыре Сан-Марко (ныне Музей Сан-Марко, он же Музей А.) во Флоренции; 'Коронование Марии' (около 1434-35, Лувр, Париж); фрески большого монастыря Сан-Марко (1438- 1445), а также капеллы Николая V в Ватикане (1445-48).

Лит.: Pope-Hennessy J., Fra Angelico, L., 1952; Urbani G., Beato Angelico, Mil., 1957; Orlandi S., Beato Angelico, Firenze, 1963.

В. Н. Гращенков.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.