(от греч. anabaptizo - вновь погружаю, т. е. перекрещиваю), перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в народном направлении Реформации в Западной и Центральной Европе в 16 в. Социальной базой анабаптизма были городское плебейство, крестьянство, радикальные слои бюргерства. Пестрота социального состава предопределила неоднородность социально-политических и религиозно-догматических устремлений движения А. Общим в системе их взглядов было: отрицание крещения детей и требование вторичного крещения (в сознательном возрасте) при вступлении в анабаптистские общины; отрицание всякой церковной организации и иерархии, икон, таинств; отрицание необходимости каких-либо духовных и светских властей, отказ платить налоги, нести военную службу, занимать общественные должности; осуждение богатства и социального неравенства и призыв к введению общности имуществ; вера в установление тысячелетнего 'царства Христова' на земле ( хилиазм ) как строя социальной справедливости и др. Своё происхождение А. вели от радикально-мистических сект ('цвиккауские проповедники' в Тюрингии, сакраментисты в Нидерландах). Ранее всего распространились в Германии, где пользовались поддержкой Т. Мюнцера и приняли активное участие в Крестьянской войне 1524 - 26 , и в Цюрихе (Швейцария), где они отпочковались от радикальных цвинглиан (см. Цвингли ) . Среди швейцарских А. ведущее место принадлежало умеренному крылу (К. Гребель, Ф. Манц); представители радикального направления (Г. Гут, М. Затлер, У. Хугвальд) вступили в связь с вождями восставших крестьянских отрядов в Германии, поднимали восстания. Разгром Крестьянской войны в Германии, поражение выступлений А. в Швейцарии, их жестокие преследования (не только католиками, но и протестантами) привели к перемещению А. в некоторые имперские города Германии (Страсбург, Нюрнберг), Моравию (где А. создали колонии с полностью обобществленным бытом), Восточную Фрисландию, Прибалтику. Крупнейшими проповедниками А. в это время были М. Ринк, И. Гуттер, Мельхиор Гофман (см. Мельхиориты ) , создавший свой, насквозь мистический, вариант учения, предрекавший наступление 'царства Христова' в 1533. В начале 30-х гг. центрами движения А. стали Северные Нидерланды и Вестфалия, особенно Мюнстер, где А. удалось захватить власть ( Мюнстерская коммуна , 23 февраля 1534 - 25 июня 1535). Мюнстерские революционные А. (их вожди - Ян Матис , Иоанн Лейденский ) в догматике на первый план выдвигали Ветхий завет, хилиазм, 'божественное откровение'; их программа предусматривала применение силы для уничтожения существующего строя и для установления 'царства Христова' на земле, введение общности имуществ и всеобщего равенства в духе уравнительства, новых семейных и морально-этических норм, опирающихся на анабаптистское толкование 'священного писания'. Падение Мюнстера, подавление выступлений А. в Нидерландах и др. районах привели к разложению анабаптизма на ряд самостоятельных течений: террористически-заговорщическое (последователи И. Батенбурга - т. н. батенбуржцы), непротивленческое (последователи Менно Симонса - т. н. меннониты ) и компромиссное (последователи Давида Йориса - т. н. давидйористы), а затем и к ликвидации (с середины 16 в.) анабаптизма в его прежней форме. Верх одержали меннониты и др. непротивленческие секты, положившие начало современному баптизму.
Лит.: Смирин М.М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964; Payne E. A., The anabaptists on the 16-th century and their influence in the modern world, L., [1949]; Zschabitz G., Ziir mitteldeutschen Wiedertauferbewegung nach dem Grossen Bauernkrieg, B., 1958.
А. Н. Чистозвонов.