Значение ШТУР, ЛЮДЕВИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ШТУР, ЛЮДЕВИТ

(L'udov?t ?t?r, 1815—1856) — знаменитый словацкий патриот и писатель. Сын бедного сельского учителя протестантского исповедания, Ш. родился в северной Венгрии; учился в гимназии в Рабе, где учитель и пастор Леопольд Пец впервые пробудил в нем национально-славянское сознание, затем в евангелическом лицее в Пресбурге, где он присоединился к славянскому (словацкому) литературному обществу. Окончив курс богословия, Ш. некоторое время замещал профессора Юрия Палковича на кафедре чешско-словацкого языка и литературы. Тогда же ему пришлось чуть не единолично вести дело словенского общества, старшие члены которого покинули Пресбург. В 1838 г. оно было закрыто правительством. Ш. отправился в Галле и там занимался историко-политическими науками и сравнительным изучением славянских языков под руководством Потта. Вернувшись в Пресбург, он опять замещал Палковича, пробуждая национальное чувство в своих учениках из словаков, и этим навлек на себя ненависть мадьяр. Дважды было назначено над ним следствие, но обвинения не подтверждались. Тем не менее церковный совет, в силу своего патроната над лицеем, в 1844 г. уволил Ш. от преподавательской деятельности. Огорченные отставкой своего учителя, словаки покинули Пресбург и пошли доучиваться в другие города. Лишенный возможности устно поучать своих земляков, Ш. обратился к печати и выпустил на немецком языке два сочинения: "Klagen und Beschwerden der Slowaken wider die Uebergriffe der Magyaren" (Лейпциг, 1844, без подписи) и "Das XIX Jahrh. und der Magyarismus" (Вена, 1845, под своим именем). Кроме того, Ш. много писал в "Augsburger Allgemeine Zeitung". После больших затруднений ему разрешено было издавать политическую газету "Slovensk? n?rodnje Novini", с литературным приложением "Orol Tatranski". Тогда же он основал, вместе с Гурбаном и Годжей, патриотическое общество "Tatrin". Газета Ш. выходила сначала на чешском языке, затем на родном для Ш. тренчинском наречии словацкого языка. Это нововведение вызвало целую бурю. Недовольны были и многие словаки, и притом из разных лагерей, но больше всего чешская интеллигенция, увидевшая в этом измену общему чешско-словацкому делу. На Ш. и его товарищей посыпались со всех сторон нападки; во враждебном им духе издана была даже целая книжка: "Hiasov? о potreb? jednoty spisovn?ho jazyka pro ?echy, Morav?ny a Slow?ky" (Прага, 1846). В защиту своих действий Ш. напечатал: "Nauka re?? slovenskej" и "N?re?ja Slovenskuo alebo potreba pisanja v tomto n?re?i" (Пресбург, 1846). Газета Ш. скоро доставила ему большую популярность, и он был избран в депутаты венгерского сейма. На бурном сейме 1847—1848 г. Ш. бесстрашно отстаивал права и интересы своего народа. 1848 г. в основном он провел частью в разъездах по городам и селам словацкой земли, всюду призывая к участию в народном деле, частью в Вене с Гурбаном и Годжей, говоря речи на собраниях и сходках проживавших в Вене славян. Прекрасный оратор, одинаково владевший словацким, чешским, мадьярским и немецким языками, он пользовался большим успехом. Между тем его газета заглохла, и вместо нее стали выходить "Slov?ck? Novini" Костельного, другого направления. Положение Ш. в это время было небезопасно, и он не торопился с возвращением на родину. Он принял участие в славянском съезде в Праге, вступил в живые сношения с сербами и хорватами, сносился с баном Елачичем и снаряжал словенских добровольцев в Венгрию. Мадьяры объявили цену за голову Ш. как за одного из самых опасных противников мадьярского дела. В 1849 г. Ш. вместе с Гурбаном подал австрийскому министру Баху меморандум о том, как можно привести в порядок положение дел в словенской части Венгрии. Когда улеглась революционная буря, Ш. совсем отдалился от политической деятельности и жил в уединении. К этому времени относятся его "Zp?vy a pisn?" (Пресбург, 1853) и "О n?rodn?ch p?sn?ch a pov?stech plemen slovansk?ch" (на чешском языке, Прага, 1853), а также замечательный труд Ш. на немецком языке, напечатанный много лет спустя Вл. Ив. Ламанским в русском переводе: "Славянство и мир будущего. Послание славянам с берегов Дуная" (с предисловием издателя, в "Чтениях Московского Общества", 1867 и отдельно). В этой книге дается широкое и одушевленное изложение Штуровской теории панславизма, очень близкой к теории русских славянофилов. Умер Ш. в 1856 г. от раны, которую нанес себе по неосторожности на охоте.См. биографию Ш. в "Русской Беседе" (1860, I, 51—60); Jenc, "Serbske gymnasijalne towar'stwo w Budy?inje wot 1839 ha? 1864" ("Часопись сербско-лужицкой Матицы", 1865); "Slovnik Nau?n?" под словом "?tur" (т. IX, Прага, 1872); Jaroslav Vi?ek, "Dejiny literatury slovenskej" (Турчанский Св. Мартин, 1890). О сочинении "Славянство и мир будущего" см. "Вестник Европы", 1878, ноябрь.Ир. П.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.