Значение ШТУР ЛЮДОВИТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое ШТУР ЛЮДОВИТ

(Stur) Людовит (29.10.1815, Угровец, Средняя Словакия, - 12.1.1856, Модра, близ Братиславы), словацкий поэт, филолог, общественный деятель. Идеолог национально-освободительного движения 40-х гг. 19 в. Получил философско-филологическое образование в Братиславском лицее (1829-33) и в университете в Галле (1838-40). В 1844 осуществил (вместе с Й. Гурбаном и М. М. Годжей) реформу литературного языка на основе среднесловацкого наречия; организовал культурно-просветительское общество 'Татрин' ('Tatrin'). В 1845-48 издавал 1-ю словацкую политическую газ. 'Словенске народне новини' ('Slovenskje narodnje novini') с литературным приложением 'Орол Татранский' ('Orol Tatrannski'). В 1847-48 депутат венгерского сейма. На Славянском съезде в Праге (1848) выступал с требованием равных прав славянских народов на свободное национальное и культурное развитие. Участвовал в Пражском восстании 1848 ;в Революции 1848-49 возглавил борьбу словаков за национальное освобождение. Отказ венгерского буржуазного революционного правительства удовлетворить национальные требования угнетённых народов обусловил переход Ш. на позиции австрославизма , в лагерь контрреволюции. После 1848 жил в Модре под полицейским надзором, занимался научно-публицистической и литературной деятельностью.

Социально-экономическая, политическая и культурная программа Ш., носившая объективно буржуазно-демократический характер, стала основой национальной идеологии и романтизма в литературе. Её основные положения: ликвидация феодализма, введение демократических свобод, создание условий для социально-экономического прогресса и развития национальной культуры в рамках многонационального Венгерского королевства. Ш. считал возможным внекапиталистический путь развития словацкого народа в формах крестьянской общины (политический трактат 'Славянство и мир будущего', опубл. 1867, на рус. яз.). При рассмотрении процесса и перспектив исторического развития славянских народов стремился применить метод философии Г. Гегеля (лекции и статьи по всеобщей славянской истории, эстетике и философии). В литературно-эстетических воззрениях абсолютизировал фольклор как выражение национального духа и национальной культурной традиции ('О народных песнях и повестях племён славянских', 1853). В поэзии разрабатывал жанры патриотической лирики и эпики (сб. 'Лирика и песни', 1853, поэмы 'Святобой', 'Матуш из Тренчина', обе -1853).

Соч.: Dielo, zv. 1-6, Brat., 1954-59; Listy, zv. 1-3, Brat., 1954-60; в рус. пер.- Путешествие в Лужицы весной 1839, 'Денница', Варшава, 1842, ч. 1, | 1-2; Славянство и мир будущего..., 2 изд., СПБ, 1909 (Биографич. очерк); [Стихи], в кн.: Поэзия западных и южных славян, Л., 1955.

Лит.: Францев В., Чешско-словенский раскол и его отголоски в литературе 40-х гг. Памяти Л. Штура, Варшава, 1915; Матула В., Л. Штур, Братислава, 1956; История словацкой литературы, М., 1970, с. 79-86; Sucasnici о L'udovitovi Sturovi, Brat., 1955; L'udovit Stur. Zivot a dielo. Sborni'k, Brat., 1956; Juricek J., L'udovit St Stur, Brat., 1971.

И. А. Богданова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.