I
Самостоятельное существование X. епархии начинается с 1285 г. До тех пор вся Холмско-Подляшская Русь входила в состав Владимиро-Волынской епархии. Даниил Романович, князь владимиро-волынский, в первой половине XIII в. сначала учредил епархию в Угровске, а потом перенес ее в Холм. В ??V в. она принадлежала к Галицкой митрополии. С 70-х гг. XIV в. начинаются попытки римской курии внедрить в X. епархии католичество; появляются католические священники, строят католические церкви и постепенно захватывают земли, принадлежавшие русскому духовенству. Уже около половины XV в. в Холме была устроена католическая епископская кафедра, перенесенная в конце XV в. сперва в Грубешов, а потом в Красный Став. В XVI в. из десяти православных епископов ни один не проявил энергичной деятельности на пользу православной церкви и русской народности; увеличивался упадок греческого обряда и русского населения. С 1569 г., когда X. епископ Дионисий Сбировский или Збируйский подписался на акте, устанавливавшем церковную унию, в X. епархии появились два епископа — православный и униатский. Православная партия ушла в Подляшье, в Яблочинский монастырь, где дольше удержалось православие и еще в XVIII в. было несколько православных приходов. По Зборовскому договору (1650) X. епархия была присоединена к православной Киевской митрополии; киевский митрополит Сильвестр Коссов, заняв Холм, выгнал оттуда X. униатского епископа. Поражение, нанесенное казакам под Берестечком, обратило дело опять в пользу унии, которая к концу XVII в. распространилась во всей X. епархии. В XVIII в. более других противостоял намерениям католического духовенства епископ Максимилиан Рыло, оставаясь, однако, сильным противником русских. При нем произошел первый раздел Польши (1772); X. епархия разделилась на две неравные части: все епископские имение и десять благочиний отошли к Австрии; под властью польского короля осталось одно сельцо и несколько приходов. При епископе Порфирии Важинском, ревностном последователе Костюшки, часть X. епархии перешла к России. В 1809 г. X. епархия отошла к Великому герцогству Варшавскому и была восстановлена почти во всем своем прежнем объеме. При образовании Царства Польского, управление X. епархией находилось в руках Цехановского, устроившего униатскую семинарию. Римская курия разрешила ему иметь постоянных суффраганов, носивших титул епископов бельзских, и капитул из 5 прелатов и 8 каноников. При Цехановском в Холмской епархии было: 317 униатских приходов, 278 церквей, 4 монастыря, 400 священников и 239548 душ населения. После 1839 г. епископ Шумборский решился вводить в X. епархии греческий церковный обряд, но встретил упорное сопротивление в католическом духовенстве, которое добилось назначения епископом Иоанна Калинского и стало резко действовать против униатов. Сельское униатское духовенство обратилось к содействию русского правительства. В 1864 г. было постановлено даровать самостоятельность униатскому духовенству и прихожанам в делах церковного хозяйства и отпустить средства для восстановления греко-униатских церквей. В 1866 г. было учреждено белое греко-униатское духовенство. 11 мая 1875 г. провозглашено воссоединение X. греко-униатов с православной церковью, а ее епископ, Маркелл Попел, хиротонисован в ариепископа Люблинского. Ср. Потрушевич, "Х. епархия и ее святители" ("Холмский греко-униатский месяцеслов на 1871—74 гг."); H. А. Попов, "Судьбы унии в русской X. епархии" ("Православное обозрение" за 1874 г.); П. Н. Батюшков, "Холмская Русь. Исторические судьбы Русского Забужья" (СПб., 1887),
В. P— в. II (дополнение к статье)
учреждена в 1905 г., в составе Люблинской и Седлецкой губерний, с местопребыванием епископа в г. Холме и с присвоением ему наименования холмского и люблинского. См. А. Ростовский, "Вновь открытая X. епархия" ("Церковные Ведомости", 1905, № 32, стр. 1356—1360); Ф. Кораллов, "Открытие православной X. епархии 8 сентября 1905 г., в связи с кратким обзором исторических судеб Холмщины и Подляшья" (Холм, 1906).