Значение ФИЛАРЕТ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ФИЛАРЕТ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

(Василий Михайлович Дроздов). — Род. 26 декабря 1783 г. в гор. Коломне Московской губ. Первоначальное воспитание получил частью дома, частью в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 г. был отдан в Коломенскую семинарию, где господствовали суровые порядки и обучение, чисто схоластическое, велось очень плохо. В 1800 г. будущий святитель перешел в философский класс Троицкой семинарии. В 1801 г. написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Платона и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 г. начинается его проповедническая деятельность; в то же время он был назначен преподавателем поэзии. В 1808 г. он принимает монашество с именем Ф. В том же году его переводят в Петербург инспектором СПб. дух. академии и профессором философских наук. Амвросий, митрополит С.-Петербургский, представитель старого течения, знакомит Ф. с обер-прокурором Св. Синода и со многими влиятельными лицами. Ни одно крупное событие в Петербурге не обходится в это время без "слова" Ф. 8 июля 1811 г. Ф. был возведен в сан архимандрита. Его преподавание носило живой характер: он сначала сообщал общие основные понятия читаемого предмета, а затем уже передавал подробности. В 1812 г. Ф. назначен ректором академии и профессором богословских наук. События 1812 г. произвели на Ф. сильное впечатление; он объяснял успех русских нравственными причинами и прочитал на эту тему реферат в "Обществе любителей русского слова". В 1813 г. он произнес свое знаменитое слово на смерть Кутузова. Скоро он был приглашен произнести проповедь в дворцовой церкви, но его слово "О любви к миру", в котором он нападал на роскошь, не понравилось при дворе. В 1815 г. в видах борьбы с иезуитами он написал "Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви"; в 1816 г. издал "Начертание церковной библейской истории" и "Записки на книгу Бытия". В академии у него произошли столкновения с Игнат. Фесслером, профессором, выписанным Сперанским из Берлина, и архиепископом Рязанским Феофилактом, имевшим большие связи; но Амвросий поддержал Ф. В Библейском обществе Ф. был ревностным членом, так как он не мог устоять против мистического движения, и притом "Библейское общество служило тогда преддверием к достижению церковных достоинств". В 1817 г. Ф. был возведен в сан епископа Ревельского, викария Петербургской епархии, а в 1819 г. назначен архиепископом Тверским и членом Св. Синода; в Твери он почти не жил, управляя епархией из Петербурга. В 1820 г. Ф. был переведен в Ярославль, в 1821 г. — в Москву, где оставался до самой смерти. С 1816 г. он деятельно работал над переводом на русский язык книг Свящ. Писания и перевел, между прочим, Евангелие от Иоанна. В 1823 г. Синод поручил ему составить катехизис, в котором он все тексты перевел на русский язык. С 1824 г. начинаются гонения на Библейское общество и на Ф., как члена этого общества. "Думаю, — писал Ф. в 1857 г., — что в 1824 г. восстание против министра духовных дел (кн. Голицына, покровителя Ф.) и против Библейского общ. и перевода свящ. книг образовали люди, водимые личными выгодами, которые, чтобы увлечь за собой других благонамеренных, употребляли не только изысканные и преувеличенные подозрения, но и выдумывали, и клеветали". Главным врагом Библейского общ. явился Аракчеев, который соединился с Шишковым, архим. Фотием, Магницким, чтобы сломить значение кн. Голицына. 18 декабря 1825 г., в день приведения к присяге Николая I, Ф. удачным словом успокоил народ, что в связи с речью, сказанной им при коронации, доставило ему благоволение императора и сан московского митрополита. "Наконец с меня сняли тяжелый крест", — сказал он, чувствуя, что опала миновала. В 1827 г. был снова издан катехизис Ф., но уже с текстами по-славянски. Таким же уступчивым являлся Ф. и в Синоде, где всегда соглашался с мнениями митрополита Серафима. Вскоре в Синоде главную роль начали играть обер-прокуроры, стремившиеся отнять всякое значение у членов Синода; особенно тяжело приходилось Ф., который в 1849 г., во время обер-прокурорства Протасова, оставил с разрешения государя присутствие Синода. В 1845 г. вышло первое издание его проповедей под заглавием "Слова и речи синодального члена Ф., митрополита Московского"; оно быстро разошлось. Вскоре проповеди Ф. были переведены на франц. и нем. языки. Импер. Александр II оказывал Ф. знаки глубокого уважения. В 1858 г. состоялось по инициативе Ф. и против желания обер-прокурора гр. Толстого распоряжение о переводе книг Св. Писания на рус. яз., законченном только в 1868 г., уже после смерти Ф. Он составил манифест 19 февр. 1861 г. об освобождении крестьян. В 1862 г. Ф., чувствуя, что силы его падают, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своем посту. 19 ноября 1867 г. он скончался. Долгая жизнь и высокий сан Ф. при глубоком уме и твердой воле не могли не оказать сильного влияния на русское общество. Знаменателен, с этой точки зрения, ответ Ф. на стихотворение Пушкина: "Дар случайный, дар напрасный".Литература о Ф. очень обширна; для нее составился даже особый термин "Filaretica" — но она слишком одностороння. "Собрание сочинений Ф.", "Собрание писем Филарета" и "Собрание резолюций Ф." — главный материал для его характеристики; затем идут исследования Сушкова, "Записки о жизни и времени Ф." и др.; И. Н. Корсунского, "Святитель Ф., митрополит Московский" (Харьков, 1894) и 15 других работ (см. "Душеполезное чтение" за 1890 г.: "Памяти И. Н. Корсунского"); исследования и собрания материалов архиепископа Саввы; Пономарев, "Митроп. Ф., материалы для его биографии". Много воспоминаний, отдельных фактов, мнений Ф. разбросано в "Душеполезном чтении" и др. духовных журналах. Явились и ученые диссертации на темы о различных сторонах деятельности Ф.: А. Городков, "Догматическое богословие по сочинениям Ф., митрополита Московского" (Казань, 1887); Д. Наумов, "Ф., митрополит Московский, как канонист" (М., 1893); В. Беликов, "Деятельность московского митрополита Ф. по отношению к расколу" (Казань, 1896) и др. См. еще прот. А. Смирнов, "Детство, отрочество, юность, годы ученья и учительства в Троицкой лаврской семинарии митрополита Ф., 1782—1808" (M., 1893); его же, "Петербургский период жизни митрополита Ф., 1808—1819" (М., 1894); его же, "Ф., архиепископ Тверской, Ярославский и Московский, 1819—1826" (M., 1896); В. Назаревский, "Государственное учение Ф., митрополита Московского" (М., 1883); M. Чепик, "Митрополит Московский Ф. как гомилет" (Тверь, 1892); Як. Зарницкий, "Ф., митрополит Московский, как проповедник" (СПб., 1898). Проповеди Ф., прозванного "московским Златоустом", отличались рассудочностью: его величавая речь обращалась к разуму слушателей, а не к их чувству; отвлеченное изложение было мало доступно пониманию среднего слушателя. Ф. избегал иностранных слов (телескоп, напр., называл "дальнозрительным стеклом"), употреблял славянские слова, прибегал к диалектическим сближениям. По содержанию своему проповеди Ф. не касались вопросов современности; отрешенные от явлений действительной жизни, они призывают к пассивным добродетелям молчания, смирения, терпения и преданности воле Божией. Личный характер Ф. был властный и упорный; он не чужд был суровости, выражавшейся, напр., в противодействии стремлениям Гааза (см.). Пользуясь громадным влиянием, он иногда выступал против прогрессивных стремлений общества и правительства (защита телесных наказаний ссылками на Свящ. Писание). Об отношениях его к Павскому — см.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.