Значение ФИВЫ, ГЛ. ГОРОД БЕОТИИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ФИВЫ, ГЛ. ГОРОД БЕОТИИ

(?????, Thebae) — в древности гл. город в области Средней Греции, Беотии, расположенный на невысоком холме, среди плодородной Аонийской равнины. Город имел круглую форму и был окружен стеной с семью воротами: отсюда Беотийские Ф. назывались Семивратными. На Ю стена совпадала со стеной фиванского акрополя Кадмеи; отсюда она шла в юго-вост. направлении через кряж, далее по долине р. Исмена до второго хребта, оканчивавшегося с восточной стороны крутым обрывом; затем от угловой башни на ЮВ она принимала направление с Ю на С и пересекала дорогу, соединявшую Ф. с Халкидой (близ дороги находились Пройтидские ворота), далее сворачивала на СЗ до священного участка Иолая, пересекала р. Дирку (здесь были Кренейские ворота, затем (неизвестно, в каком пункте) направлялась к Ю, прерываясь в зап. части Неистийскими воротами, наконец поворачивала на В (в юго-зап. углу находились, по-видимому, Гипсистейские ворота) и соединялась с Кадмейской стеной, близ которой находились Огигийские ворота. Кроме упомянутых пяти ворот, в южной части стены находились ворота Электры, от которых начиналась дорога, ведшая в Платеи, местоположение Гомолойских ворот остается неизвестным. Близ Пройтидских ворот находился театр и площадь, близ Огигийских (или Онкейских) — алтарь Афины Онки. Обильное орошение способствовало произрастанию луговой зелени (Фивы славились культурой лошадей) и садовых деревьев. Главными речками города были Дирка и Исмен, воды которого в черте города собирались в особом бассейне, так назыв. Источнике Ареса; кроме того был известен Эдипов источник и водопровод, приносивший воду в Кадмею из Киферонских источников. В центре города, на небольшом холме, возвышалась Кадмея — фиванский акрополь; близ ворот Электры на холме находился храм Аполлона Исменийского, украшенный в древности скульптурными работами Фидия и Скопаса. В нескольких верстах от Фив, к Ю от дороги, ведшей к Феспии, было в 1887 г. открыто древнее святилище кабиров. История Фив, как древнейшего города Эллады, восходит к героическому периоду; к Фивам примыкает целый ряд сказаний, повествовавших о Кадме (основателе Кадмеи), о Зете и Амфионе (основателе Фив), о Дионисе, о Геракле, о Лабдакидах и Эдипе, о походе семи царей против Фив, о походе эпигонов — сказаний, занимающих видное место в сокровищнице древнегреческого эпического материала. Хотя в наслоениях этих сказаний многое является чисто поэтическим вымыслом, однако, есть возможность отыскать и некоторые исторические воспоминания. Так, в сказании о походе Семи отражаются воспоминания о борьбе Сикиона и Аргоса с Ф., в сказаниях о Геракле — воспоминания о доисторической борьбе двух соперничавших городов Беотии, Ф. и Орхомена Минийского. Несмотря на свидетельства древности о финикийском происхождении Кадмеи и на остатки семитической культуры на почве Ф. (святилище кабиров), едва ли возможно на основании этих данных признать финикийскую колонизацию Беотии, — области, удаленной от моря. Хотя возникновение имени Кадмеи и кадмейцев неизвестно, однако в чисто греческом происхождении Фив сомневаться нет оснований. Жители Ф. родственны с абантами, гиантами, минийцами, аонами, теммиками и принадлежат к северо-восточной группе греческого племени, передвинувшейся в доисторическое время из Фессалии. Азиатские элементы фиванских сказаний, быть может, были привнесены ионийцами, которые если не создали, то разработали в Малой Азии материал этих сказаний. В истории беотийских городов Фивы играют преобладающую роль, при чем уже в доисторическую эпоху (борьба с Орхоменом) заметно стремление его к гегемонии над соседними городами. В VI веке Ф. имели политическое преобладание в в Беотийском союзе; города Танагра, Феспии, Коронея и другие обязаны были давать им известный контингент войска. Первоначальное монархическое правление заменилось с течением времени аристократическим; членами правительствующего сословия были богатые землевладельцы знатных фамилий. Местом заседаний фиванского правительственного совета была Кадмея: этот совет имел преобладающее значение в делах Беотийского союза. Фиванцы ревниво и упорно поддерживали свою гегемонию, и многие войны, которые им приходилось вести, были направлены против государств, противодействовавших их национальной политике. Так в 507 г. Ф. воевали с Афинами из-за г. Платей, которым афиняне обещали помощь против обременительной гегемонии фиванской аристократии. При Платеях фиванцы были разбиты, после чего они заключили союз с аристократической Спартой. Во время нашествия Ксеркса Ф., надеясь с помощью персов закрепить за собою гегемонии над Феспиями и Платеями, — двумя непокорными городами, которые держали сторону Афин, — отказались принять участие в союзном совете эллинских городов, собравшемся для обсуждения мер сопротивления надвигающемуся врагу, и изъявили персидским послам покорность, хотя в 480 г. они и послали в Фермопилы 400 гоплитов. После битвы при Платеях (479 г.) греческое войско подошло к Фивам, требуя выдачи аристократов, представителей персидской партии. Так как в этом Павзанию было отказано, то он осадил город и вынудил фиванцев выдать виновных, которые и были казнены. Около 460 г. спартанцы возвратили Фивам гегемонию над беотийскими городами, утраченную после Платейской битвы; стены Фив были восстановлены и фиванцам было обеспечено прежнее могущество, как оплот против распространения афинской гегемонии в Средней Греции. В борьбе Коринфа с Коркирой (435) фиванцы помогли коринфянам в снаряжении их экспедиции, в дальнейшем же ходе пелопоннесской войны поддерживали до Никиева мира спартанцев, но так как спартанцы отказались упрочить, в вознаграждение за оказанную им поддержку, полную гегемонию Фив над всей Беотией, то между обоими союзными государствами произошел разрыв. Культурный и политический рост главного города Беотии и умренно-демократическое правление, представители которого неуклонно шли к одной цели — упрочению гегемонии Фив, возвысили город к началу IV в. почти до уровня с Афинами и Спартой и привели наконец к временной гегемонии его не только над Беотией, но и всей Грецией. В 395 г. Фивы образовали лигу азиатских городов против Спарты и заключили союз с афинянами; в этом же году они разбили Лизандра при Галиарте. В 394 г. образовался новый союз против Спарты, но при Коринфе союзное войско было разбито, а вскоре фиванцами была проиграна битва при Коронее. Анталкидов мир (387) лишил Фивы гегемонии над беотийскими городами, спартанцы приняли меры к ограждению независимости враждебных Фивам городов Орхомена и Феспий, поставив в этих городах свои гарнизоны. Вскоре, однако, беотийцы пришли к решению освободиться от спартанского гнета путем восстановления союза. В 383 г. спартанский полководец Фойбид, на пути в Халкидику, захватил Фивы, с тем, чтобы подавить партию, желавшую стряхнуть спартанскую опеку. Спартанцы утвердили вновь введенное сторонником Спарты Леонтиадом олигархическое правление, представители которого объявили террор против сторонников демократической партии. Исмений, который стремился восстановить Беотийский союз под гегемонией Фив, был казнен; многие были убиты, многие, спасаясь от террора, бежали в Афины. Фиванская эмиграция и дальнейшие жестокости олигархов пробудили в фиванской молодежи патриотический пыл. Объединенные двумя выдающимися фиванцами, друзьями Пелопидом (см.) и Эпаминондом (см.), представители национальной партии воспрянули и, стряхнув иго Спарты, утвердили, хотя и на короткое время, гегемонию родного города. Однако местные патриотические цели и средства, которые для их достижения применялись, не обеспечили Ф. прочного благополучия и при дальнейших успехах возрастающей македонской монархии город вынужден был подчиниться сильнейшему государству. Поводом к вмешательству Филиппа в дела Средней Греции послужила священная война (356 — 355), начавшаяся между фокейцами и фиванцами; последние, вместе с фессалийцами, стояли во главе союза амфиктионов, объявивших фокейцам войну. Хотя война и дала Фивам преобладание над всей Беотией, но осложнившиеся вскоре политические обстоятельства привели к образованию против Филиппа беотийско-афинского союза, действия которого разрешились победой Филиппа при Херонее (338 г.), водворением в Кадмее македонского гарнизона и распадением Беотийского союза. В 335 г. Ф., под влиянием ложных слухов о смерти Александра Македонского, восстали против македонского владычества. Александр, явившись с войском, взял город штурмом, при чем 6000 чел. было перебито и 30000 взято в плен, город же разорен до основания, за исключением Кадмеи, где был оставлен македонский гарнизон и дома Пиндара. Кассандр, в оскорбление памяти Александра, велел восстановить Ф. (315 г.), но в 292 г. они опять были взяты Димитрием. В середине III в. снова Ф. сделались главой восстановленного Беотийского союза, но упадок нравов и оскудение общественной, умственной и творческой деятельности характеризуют дальнейший период существования союза. В 146 г. до Р. Хр. Ф. покорились римлянам, при чем за участие в национальном восстании город был подвергнут суровому наказанию. В 87 г. во время борьбы Суллы с Митридатом, Ф. присоединились к союзному войску последнего, но после битвы при Орхомене (85), где Сулла одержал победу, понесли опять суровое наказание за приверженность свободе. С этого времени Ф. из значительного города обратились в ничтожное селение. Во времена Страбона в Ф. оставалась только одна Кадмея, в которой жило несколько семейств. В средние века Ф. опять застроились и заселились; обилие ткацких фабрик обеспечило городу экономическое процветание. В 1147 г., при нашествии норманнов, Ф. были разграблены; после завоевания Константинополя (1204) они находились во власти пелопоннесского архонта Леона Згуроса, затем в распоряжении франкских завоевателей. При господстве турок Ф. опять опустились до положения жалкой деревни и только теперь город начинает застраиваться и оживать. В настоящее время население города достигает 5000 чел.; он входит во II ном (Беотия) греческого королевства. В Ф. имеется епископская кафедра, существующая с средних веков.Н. О.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.