Значение ФЕОДОСИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ФЕОДОСИЙ, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ

(Бывальцев). — Был архимандритом московского Чудова монастыря; в 1454 г. поставлен в архиепископа ростовского; в 1461 г. занял митрополичью кафедру после смерти митрополита Ионы. Его избрал сам св. Иона еще при своей жизни. С Ф. начинается новый период отношений русских митрополитов к константинопольским патриархам — период фактической независимости их от последних и фактической автокефалии. Ф. был первый митрололит, которого великий князь утвердил сам непосредственно, в качестве преемника императоров греческих. Став митрополитом, Ф. решил приступить к исправлению духовенства своей епархии. Он не мог помышлять о том, чтобы заставить священников стать сколько-нибудь настоящими пастырями-учителями народа: они были едва грамотны, полуграмотны или совсем безграмотны. Требовать от них можно было только одного — чтобы они не слишком соблазняли народ своей дурной жизнью. Попытка Ф. исправить духовенство окончилась полной неудачей. Когда он начал строгий перебор священников и многих из них лишил священства, многие приходы оказались без священников. Совершенно довольный своими плохими священниками, народ начал проклинать митрополита. Ф. поспешил оставить кафедру, пробыв на ней всего три года и четыре месяца, и удалился в Чудов монастырь, где жил еще 11 лет. Скончался в 1475 г. Ему принадлежат два церковных слова: на Рождество Богородицы, известное только по указаниям (см. "Прибавл. к творениям св. отцов", ч. 16, стр. 213), и похвальное слово апостолам Петру и Павлу, извлечения из которого напечатаны в "Известиях Академии Наук" (т. II, стр. 325 — 328). Другие его произведения: сказание о чуде, бывшем при гробе св. Алексия ("Собрание Летоп.", VI, 325 след.); кондаки и икосы на Успение Богородицы; отрывок учительного послания в Песношский монастырь ("Акты Истор.", т. I, № 276, и в "Памятн." Павлова, № 96); две грамоты к архиепископу новгородскому Ионе, в которых он напоминал Ионе об его обете не признавать Григория литовского и не иметь с ним никакого общения (первая грамота — в "Актах Истор.", т. I, № 275, и у Павлова в "Памятн.", № 95; о второй в ответной грамоте Ионы Феодосию, у Павлова, № 99). В грамоте к новгородцам (напечат. в "Актах Истор.", т. 1, № 77, и у Павлова, в "Памятн.", № 97) от 26 января 1463 года Феодосий увещевает новгородские мирские власти не посягать на права архиепископа над духовенством и на недвижимые церковные имения. В грамоте к псковичам (в "Актах Исторических", т. I, № 277, и у Павлова в "Памятниках", № 98) Ф. убеждает псковичей не обижать церкви Божией.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.