Родился в Антиохии, около 350 г. Его родители принадлежали к богатому и знатному классу антиохийского общества. Вместе с Иоанном Златоустом и Максимом, бывшим впоследствии епископом селевкийским, Ф. посещал школу знаменитого ритора Ливания. У Ливания Ф. с ревностью изучал и риторику, и философию, и историю. Под влиянием Иоанна Златоуста, Ф., вместе с своим другом Максимом, предался подвижнической жизни. В образе мыслей Ф. очень скоро наступила перемена. Он убедил себя, что мирская жизнь ничего преступного сама по себе не заключает и что брак, от которого отрекаются монашествующие, есть состояние, узаконенное Самим Богом. Ф. оставляет свое уединение и отправляется в Антиохию. Здесь он тотчас же принимает на себя заботы об отцовских делах и начинает помышлять о браке с некоей Гермионой. Свое намерение он готов был уже привести в исполнение, но удержан был от этого своим другом Иоанном Златоустом и возвратился в монастырь. Первым его ученым опытом было составление толкования на псалмы. В нем Ф. все пророчески-мессианские псалмы, за исключением лишь II, VIII, XLIV и CIX, объяснял в буквальном историческом смысле, относя их к Езекии или к Зоровавелю. Ф. был призван через некоторое время к занятию церковных должностей в Антиохии. Вероятно, подобно Иоанну Златоусту, он последовательно исполнял обязанности чтеца и диакона, а затем уже был поставлен в сан пресвитера. О деятельности Ф. в сане пресвитера мы не имеем никаких прямых известий. Нужно думать, что она была главным образом обращена на борьбу с разного рода еретиками. Ариане, евномиане и аполлинаристы — главные противники Ф. в этой борьбе. За это время им Ф. были написаны два больших полемических сочинения: одно, — направленное против заблуждений Ария, Евномия и Аполлинария, и состоящее из 15 книг: "О воплощении Господа", другое — написанное в защиту Василия Великого против Евномия и заключавшее в себе 25 книг. Ф. боролся также и с разного рода другими заблуждениями. Так, мы знаем, что он писал сочинения "Против Юлиана Отступника" и "Против персидской магии". Под конец своего десятилетнего пребывания в сане пресвитера Ф. покидает Антиохию и переселяется в Тарс. Когда в Мопсуестии, в Киликии, освободилась епископия, Ф. занял ее в конце 392 или в начале 393 года. В сане епископа он по-прежнему продолжал бороться с разного рода ересями, особенно с арианской, как через устное, так и письменное слово. Такой своей деятельностью в своей и соседних епископиях он скоро снискал расположение императора Феодосия Старшего. Затем, последующие известия о Ф. представляют нам его в числе лиц, сочувствовавших Иоанну Златоусту в постигших его несчастиях и всячески старавшихся помочь ему. Во все время своего епископского служения Ф. не покидал своих ученых литературных занятий. Большая часть его экзегетических трудов была им написана именно за это время. Точно также он написал еще много других сочинений, с характером полемическим и практическим. Уже в глубокой старости он, по словам церковного историка Исихия, писал свои "Тайные речи", в которых рассуждал о воплощении Господа. Последним его трудом был трактат "О законоположении". После 36-ти летнего пребывания на епископской кафедре, Ф. скончался в 428-м году. Ф. обладал умом чрезвычайно живым и восприимчивым. Он быстро усваивал себе познание всякого предмета и не любил долго останавливаться над трудностями, разрешая их так, так подсказывал ему его природный здравый смысл. Он не был глубокими мыслителем. При объяснении Св. Писания Ф. не вдается ни в какие тонкости, но постоянно исследует прямой смысл Писания, выводя его из логической и грамматической связи текста и из исторических данных. В разрешении разного рода вопросов он почти совершенно не придает никакого значения мнениям других лиц, а к мнениям противников всегда относится с крайней пренебрежительностью и резкими порицаниями. Он обладал обширным запасом знаний и заслужил за это прозвание "?????????". Ф. был замечательно красноречивым оратором. Об этом единогласно свидетельствуют и его друзья, и его противники. По своему темпераменту он был человек очень горячий и способный сильно увлекаться. Ф. начал свою литературную деятельность в самом раннем возрасте и продолжал ее до самых последних лет своей жизни. Несмотря на огромную литературную производительность Ф., до нас сохранилось сравнительно очень немногое из всего написанного им. В целом виде дошло только два соч. Ф.: одно, в подлинном греческом тексте — комментарий на XII малых пророков, другое, в латинском переводе — недавно открытый комментарий на меньшие послания ап. Павла. Прочие его сочинения или совсем утрачены, или же дошли в отрывках, по большей части очень незначительных. Все сочинения Ф. могут быть разделены на 1) сочинения, писанные по объяснению Св. Писания, 2) догматико-полемические, 3) апологетические, 4) сочинения практического характера и 5) письма. Подробное рассмотрение всех сочинений Ф. сделано в исследовании П. Гурьева:"Феодор, епископ мопсуестский" (М., 1890, стр. 61 — 193). — Христологическое учение Ф. всецело носит на себе несторианский характер. При резком различении Божества и человечества, Ф. рассматривал Иисуса Христа во время Его земной жизни как простого человека, как сына Божия по благодати. Он учил о двух сынах Божиих: один Сын единосущен с Богом Отцом, другой — рожденный от Девы Марии, постепенно через борьбу и искушения шел вперед по пути нравственного совершенствования, пока, наконец, через воскресение не сделался совершенно непорочным и не удостоился соединения с истинным Сыном Божиим. Таким образом Ф. учил о двух лицах в Иисусе Христе. Он решительно отвергал ипостасное соединение в Нем Божества и человечества, потому что не мог мыслить Божества и человечества совершенными без самостоятельных ипостасей. Иисус сын, Пресвятой Девы Марии, и Бог Слово были для него двумя отдельными, нравственно соединенными друг с другом лицами. При жизни своей Ф. ни в ком не возбуждал подозрения в еретичестве. Но немного прошло времени после смерти Феодора, как раздаются противные о нем голоса, обвиняющее его в еретичестве. Защитники Нестория, после осуждения его на III вселенском соборе, в оправдание его стали прямо ссылаться на сочинения Диодора тарсийского и Ф. Мопсуестского и доказывать, что Несторий учил вполне согласно с этими всеми уважаемыми учителями. Православные поборники истины были вынуждены начать борьбу против сочинений Ф. С неменьшей ревностью старались защищать Ф. его почитатели. Иоанн антиохийский с восточными епископами писал, между прочим, св. Кириллу, что они "изберут лучше быть сожженными, чем анафематствовать принадлежащее Ф.". Отцы антиохийского церковного округа обращались также с особыми посланиями к Проклу константинопольскому и императору Феодосию, защищая в них Ф. Видя такую горячую приверженность к Ф. отцов антиохийско-сирской церкви и замечая у некоторых неразумных противников Ф. проблески новой, столь же опасной, как и несторианство, ереси евтихиянской, прежние противники Ф. нашли нужным смягчить резкий тон своих на него нападений. Император Феодосий II издал на имя Иоанна антиохийского указ, в котором, призывая всех к миру и спокойствию, запретил "предначинать что-либо против тех, которые скончались в мире с церковью". Споры о Ф. на время утихли. В царствование императора Юстиниана снова возгорается жаркий спор о Ф., а также и о блаж. Феодорите и Иве эдесском, и на Константинопольском соборе 553 г. Ф. был осужден (см. Три главы). Среди несторианских обществ, живших в Персии, Армении и других странах, авторитет Ф. достиг самых крайних пределов. Несториане называют его "учителем учителей", "толкователем толкователей", "морем мудрости". Они ревностно заботятся о сохранении его сочинений и большую часть из них переводят на языки тех стран, в которых они нашли себе убежище. Кроме сирского, сочинения Ф. переведены еще на языки армянский и персидский. См. А. Лебедев, "Спор о трех главах и V вселенский собор" ("Душеполезное Чтение", 1875, III и в его книге, "Вселенские соборы VI, VII и VIII веков", изд. 2, M., 1897); А. Доброклонский, "Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту трех глав" (М., 1880); П. Соколов, "Толкование ветхозаветных писаний в антиохийской школе" ("Чтения в обществе любителей дух. просвещения", 1887, дек.); П. Гурьев, "Феодор, епископ мопсуестский" (М., 1890); Ф. Курганов, "Отношения между церковною и гражданскою властью в Византийской империи" (Казань, 1880); Fritzsche, "De Theodori Mopsuesteni vita et scriptis commentatio" (1836); Kihn, "Theodor von Mopsuestia und Junilius Africanus, als Exegeten" (1880); Specht, "Der exegetische Standpunkt d. Theodor v. Mopsuestia u. Theodoret v. Kyros"; Зифферт, "Theodorus Mopsuestenus veteris Testamenti sobrie interpretandi vindex"; Sachau, "Theodori Mops. fragm. syriaca".
Значение ФЕОДОР, ЕПИСКОП МОПСУЕСТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ФЕОДОР, ЕПИСКОП МОПСУЕСТСКИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012