Значение УРБАН ИМЯ ВОСЬМИ ПАП в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое УРБАН ИМЯ ВОСЬМИ ПАП

У. I (святой, 222—230), римлянин родом, наследовал престол после Каликста I. О жизни его не сохранилось определенных известий; умер мученической смертью. У. II (Оттон остийский, 1088—1099) — род. близ Реймса, происходил из знатного рода. Был сначала монахом в Клюнийском аббатстве, с 1078 г. — кардиналом. Как папский легат, участвовал на съезде епископов в Герстунгене на Верре, куда послал его Григорий VII, чтобы провозгласить Генриха IV снова отлученным от церкви. Его доводы не были здесь приняты, и партия императора одержала верх (янв. 1085). В том же году он присутствовал на Кведлинбургском соборе, где требовал расторжения брака антикороля Германа, а также отлучения от церкви Генриха IV. Сделался папой после Виктора III; сначала оставался в Южной Италии, потом поселился на о-ве Тибр, так как Рим принадлежал антипапе Клименту III. Умный, красноречивый, образованный У. продолжал политику Григория VII, но вел ее чрезвычайно ловко. Неразборчивый в средствах, но осторожный, он старался не раздражать государей, предпочитая резкому тону увертливые переговоры. Он понял невозможность осуществления грандиозных планов Григория VII, примирился с существовавшими формами государства и тем самым подчинил себе весь Запад, вступив повсюду в союз со светскими властями и придав папской власти незаметный, но огромный авторитет. У. возобновил отлучение Генриха IV и антипапы и устроил брак 18-летнего Вельфа V, сына герцога баварского, с 43-летней графиней Матильдой (см.), чем объединил сильнейших противников Генриха IV (1089). В 1091 г. вследствие успехов императорской партии У. бежал в Южную Италию, под защиту норманнов; но когда Генрих был разбит под Каноссой и от него отложился сын его Конрад, У. торжественно возвратился в Рим, а его противник Климент убежал к Генриху. Весною 1095 г. У. собрал собор в Пьяченце. Теснимый сельджуками, византийский император Алексей Комнен обратился к V. с просьбой оказать ему поддержку, о которой думал еще Григорий VII. У. произнес речь, в которой убеждал идти на помощь Алексию против неверных, и отправился во Францию. 26 ноября он произнес речь в Клермоне (см.) и возбудил ею сильнейшее воодушевление, передавшееся всем зап.-европ. странам и народам. Ему принадлежит почин крестовых походов; он выразил то, что бессознательно волновало тогда Запад. Умер вскоре после взятия Иерусалима, оставив после себя 59 писем. У. III (Гумберт, 1185—87) — род. в Милане. Сначала был архиепископом миланским (1182), потом кардиналом. Он был непримиримым противником Гогенштауфенов. Его непродолжительный понтификат ознаменован упорной, но безрезультатной борьбою с импер. Фридрихом Барбароссой. Взятие Иерусалима Саладином произвело на него потрясающее впечатление, ускорившее его смерть (20 октября 1187 г. в Ферраре). У. IV (Jacques Pantal?on, 1261—64) — француз по происхождению, сын ремесленника, род. в Труа. Был архидиаконом лаонским, потом люттихским и патриархом иерусалимским. Выбранный в папы после смерти Александра IV, продолжал страстную борьбу с Гогенштауфенами. Опасаясь мятежа, он не поехал в Рим (и ни разу там не был в звании папы). Он вмешался в борьбу гибеллинов и гвельфов и предложить сицилийскую корону Карлу Анжуйскому. Когда гвельфы избрали Карла пожизненным сенатором, У. отказался утвердить избрание, но Карл на это не обратил внимания и послал в Рим своего наместника с войском. Начались схватки между гибеллинами и гвельфами в Церковной области и в Тоскане. Покинутый всеми, У. жил то в Орвиэто, то в Перуджии, где и умер. Он увеличил число кардиналов и учредил праздник Тела Христова. У. V (Вильгельм de Grimoard, 1362—70) — происходил из знатного франц. рода, принадлежал к ордену бенедиктинцев, был аббатом в Марселе и доктором богословия; пользовался большим уважением. Выбран папой на место умершего Иннокентия VI. Импер. Карл IV приехал в Авиньон и уговаривал его переселиться в Рим, обещая ему помощь против Барнабо Висконти (У. — шестой авиньонский папа). Под влиянием просьб римлян и наперекор французским кардиналам Урбан переехал в 1367 г. в Италию. Генуя, Пиза, Витербо с почетом принимали его, и 16 октября У. торжественно вступил в Рим. К этому времени кардинал Альборнос восстановил папское владычество над наследием св. Петра. Петрарка приветствовал возвращение У. Поселившись в Ватикане, папа преобразовал управление Рима, сделав помощниками сенатора трех охранителей законного порядка. В октябре 1367 г. к У. явился византийский император Иоанн с просьбою о помощи против турок, признал главенство папы и даже отрекся от "схизмы", высказав во всех догматических спорных вопросах согласие с римским вероисповеданием. У. обещал ему военную помощь, но не привел этого в исполнение, так как скоро уехал из Рима. Попытка У. направить шайки наемников на войну с турками не имела успеха, хотя папа отлучил их от церкви; папский авторитет дошел в это время в Италии до полнейшего упадка. Французские кардиналы уговорили У. выехать из Рима под тем предлогом, что по ту сторону Альп ему легче будет примирить английского и французского королей. Св. Бригитта предсказывала ему смерть, если он возвратится во Францию, но У. отправился в Авиньон, где скоро и умер. Он покровительствовал наукам; основал Академию в Кракове и Коллегию в Монпеллье. У. VI (Варфоломей Приньяно, 1378—1389) — родился в Неаполе; был архиепископом авронтским, потом барийским. После смерти Григория XI кардиналы собрались в Риме для избрания нового папы. Городские жители с оружием в руках требовали избрания итальянца. Кардиналы наскоро выбрали Приньяно. Высокомерный, грубый и невежественный, У. был ослеплен неожиданным возведением в папский сан и задумал отнять у французов перевес в коллегии кардиналов. 13 французских кардиналов уехали в Ананьи, объявили выбор У. недействительным и выбрали папой женевского кардинала Роберта, под именем Климента VII. Это послужило началом "великого раскола в западной церкви", длившегося 40 лет. Началась жестокая борьба между папами. Большая часть европейских государств признала У., который жил в Риме; но его покинули окружавшие его, за исключением св. Екатерины Сиенской. К религиозной борьбе присоединилась политическая. В Неаполе возникли волнения из-за того, что У. отлучил от церкви королеву Иоанну, помогавшую Клименту, и передал ее корону Карлу Дураццскому, приняв участие в войне между Людовиком Анжуйским и Карлом. Желая отдать лучшие области неаполитанского королевства своим племянникам, У. вмешивался в военные действия, дошел до Ночеры и не хотел вернуться в Рим. В ответ на просьбы кардиналов о возвращении в Рим, У., заподозрив заговор, схватил 6 кардиналов, пытал их, заключил в тюрьму, отлучил Карла от церкви, объявил его лишенным престола и наложил интердикт на Неаполь. Голова папы оценена была его противником в 10 тысяч золотых флоринов. Карл послал против У. войска, осадившие Ночеру, но У. бежал к Адриатическому морю, пробрался в Бари и поплыл в Геную, увезя с собою и арестованных кардиналов, которых потом казнил. Несколько времени спустя он прибыл в Рим, где и умер. У. VII (Giovanni-Battista Castagna) — род. в Риме, в 1521 г. Был архиепископом в Россано, потом папским легатом, нунцием в Мадриде и кардиналом. В 1590 г. был выбран папой после смерти Сикста V, но умер через 13 дней после избрания. У. VIII (Маффео Барберини, 1623—44) — происходил из знатной флорентийской семьи; род. в 1568 г. Был архиепископом назаретским, потом сполетским. Состоя посланником в Париже, содействовал возвращению иезуитов. Опасаясь чрезмерного усиления Габсбургского дома вследствие побед импер. Фердинанда II, У. присоединился к Франции, поддерживал Ришелье в борьбе его против Австрии и Испании, спокойно отнесся к вмешательству Швеции в дела Германии. Стараясь возвысить свою семью, он вел в 1641 г., из-за княжества Кастро, неудачную войну против пармских Фарнезе. Герцогство Урбино в 1636 г., после прекращения дома Ровере, подпало под власть папского престола. У. возобновил буллу "In coena Domini", исправил "Breviarium romanum" (Рим, 1632), учредил в 1627 г. коллегию Пропаганды, проклял Галилееву систему (см. Галилей) и осудил (в 1642 г.) в своей булле "In eminenti" янсенизм. Его "Poemata" — латинские гимны, оды, эпиграммы и др. — были изданы в Риме (1631) и Париже (1642), вместе с некоторыми его итальянскими стихотворениями. Сочинения У. переизданы в Оксфорде в 1726 г.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.